← Безопасность и страхование

Фуры не для частников

Грузовики, находящиеся в собственности физических лиц, несут угрозу безопасности на дорогах. По крайней мере, так считают в ГИБДД России. В ведомстве уверены, что требования к таким перевозчикам нужно ужесточать, вплоть до введения запрета на регистрацию фур физическими лицами. Схожую позицию занимают и в Минтрансе РФ. Эксперты уверены, что это станет ударом по малому бизнесу.

В целях снижения аварийности на дорогах ГИБДД может запретить физическим лицам регистрацию грузового транспорта. Если принять столь жесткий вариант не удастся, в ведомстве готовы согласиться и на менее радикальное предложение - повысить обязанности и ответственность физлиц, осуществляющих грузоперевозки, до требований, которые предусмотрены сегодня для юрлиц. О необходимости таких ужесточений в ГИБДД заявили во вторник.
Несмотря на то что число аварий по вине водителей грузового автотранспорта снижается из года в год, общие цифры остаются достаточно высокими. Так, в 2015 году произошло более 11 тыс. аварий по вине водителей большегрузов. В этих авариях погибли 1,7 тыс. человек, а еще свыше 14 тыс. человек получили травмы.
При этом в Госавтоинспекции отмечают, что
70% таких ДТП произошло по вине водителей грузового автотранспорта, находящегося в собственности физических лиц.
За прошлый год зафиксировано 7,7 тыс. ДТП, 1,2 тыс. погибших и 9,8 тыс. пострадавших.
"Этот показатель вызывает особую тревогу, поскольку становится очевидным, что по ряду причин грузовики в собственности физических лиц являются на дороге более опасными, чем транспорт, принадлежащий юридическим лицам", - делают вывод в ГИБДД.
В ведомстве полагают, что корень проблемы кроется в том, что требования по обеспечению безопасности перевозок к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам существенно выше, чем к физическим.
"Чтобы выпустить в рейс грузовик, принадлежащий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, необходимо обеспечить организацию предрейсового контроля транспортного средства и медицинского осмотра водителя, в грузовике должен быть установлен тахограф для контроля режима труда и отдыха водителя, должны иметься документы на перевозимый груз", - поясняют в ГИБДД.
От многих обязанностей физлица освобождены. В то же время за нарушения требований, которые к ним предъявляются, например за перегруз, штраф значительно меньше, чем за аналогичное нарушение, совершенное юрлицом.
Ситуация якобы усугубляется тем, что организации, занимающиеся коммерческими перевозками, все чаще нанимают без соответствующего оформления физлиц, имеющих в собственности грузовой транспорт, которые осуществляют перевозку грузов якобы для собственных нужд, а фактически занимаются коммерческой перевозкой. "Все это приводит к тому, что на протяжении последних нескольких лет в структуре транспортных средств, осуществляющих перевозки, можно наблюдать увеличение доли грузовиков, принадлежащих физическим лицам, - говорят в ГИБДД. - Эксперты считают, что разные требования к ним выглядят как минимум нелогично.
Необходимо решение, направленное если не на отмену возможности регистрации грузового транспорта на физических лиц, то как минимум уравнивание их в обязанностях по обеспечению безопасности перевозок".
Если перевозчиков уравняют в обязанностях, то, например, за отсутствие тахографа владельцы фур будут платить штраф в размере до 10 тыс. руб., а за непройденный предрейсовый медосмотр - до 50 тыс. руб.
Для многих водителей-автовладельцев такие траты означают фактически ликвидацию собственного бизнеса.
Как выяснила "Газета.Ru", инициатива может быть реализована в ходе доработки прошлогоднего законопроекта Минтранса, предусматривающего ужесточение ответственности для перевозчиков.
Сейчас документ проходит общественное обсуждение. В частности, в нем были прописаны требования к физлицам - владельцам автобусов - по обязательной установке тахографов и хранению машин на спецстоянках.
Однако проект закона получил отрицательное заключение Минэкономразвития. Как пояснил источник "Газеты.Ru" в Минтрансе, документ будет дорабатываться и дополняться.
"В частности, физлиц, владеющих грузовым транспортом, приравняют к юрлицам в плане обязанностей и ответственности за нарушения требований к грузоперевозкам либо вовсе запретят гражданам ставить на учет большегрузы. Хотя вторая мера слишком радикальная, и она вряд ли будет одобрена", - говорит собеседник.
Координатор ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко внесение поправок поддерживает, однако считает, что к снижению аварийности эта мера не приведет. "Уравняв в ответственности перевозчиков, можно избавиться от неконкурентных условий бизнеса, - пояснил "Газете.Ru" Войтко. - Но к безопасности это не имеет никакого отношения.
Количество магистральных тягачей, находящихся в собственности физлиц, как раз и составляет около 70% от общего числа, поэтому неудивительно, что в ДТП они попадают в такой же пропорции.
В то же время такие владельцы следят за своим транспортом, как правило, намного лучше, чем делают это в автопарках крупных перевозчиков".
Председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов отмечает, что тенденция увеличения числа физлиц, осуществляющих грузоперевозки через посредников, действительно есть. "Навскидку как раз 70% перевозок осуществляется транспортом, который находится в собственности физлиц. Но почему самолетами и яхтами владеть можно, а грузовиком - нет? На каких, интересно, основаниях они намерены это запретить?"
Котов уверен, что многие требования, которые сегодня предъявляется к юрлицам, на практике не работают и лишь мешают малому бизнесу.
Например, предрейсовые медосмотры, по словам Котова, проходит лишь незначительная часть перевозчиков. "То же самое и с перегрузами, с которыми возится все зерно, все сыпучие стройматериалы, - говорит он. - Не соблюдаются режимы труда и отдыха.
Перевозчики - как физические лица, так и водители, работающие на крупные компании, - вынуждены проводить за рулем по 16 часов в сутки, проезжая по 1,5 тыс. км. Аварийность не будет снижаться, потому что в текущей экономической ситуации перевозчики работать по-другому просто не могут".
Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отмечает, что такие меры определенно будут дестимулировать рынок грузоперевозок. "Это, может, и надо делать, но только не в кризисный период, - говорит "Газете.Ru" Николаев. - Когда в кризис мы начинаем наводить порядок, это еще больше понижает предпринимательскую активность".
Фото: АвтоТрансИнфо
Газета.ру