Что и кто мешает бизнесу работать, как с этим справиться, кто еще способен выживать в сложившихся условиях? Об этом DK.RU рассказал сооснователь ЮК "Туров и Побойкина" Владимир Туров, который является ведущим экспертом Москвы по налоговому планированию, юридической безопасности и построению индивидуальных налоговых схем и холдингов с оптимизацией финансовых потоков. Эксперт поделился с DK.RU своим мнением о том, возможно ли сегодня бизнесу работать честно, и как это сделать.
Для какого бизнеса налоги - это реальный бич, действительно ли больше всего страдает малый бизнес? И почему правительство сегодня держит курс на поддержку малого и среднего бизнеса, а само, как говорит Дмитрий Медведев, "кошмарит" предпринимателей?
Тут нельзя все валить в одну кучу. Для начала нужно распределить бизнес на два класса, по двум разным критериям: по размеру (обороты, плюс количество сотрудников) и по использованию режимов налогообложения.
По оборотам: микро-бизнес - до 120 млн руб. в год, малый - до 800 млн руб., средний - до 2 млрд руб. в год. И вот тут начинается самое интересное: часто, в силу сложившегося рынка покупателей и заказчиков, даже микро-бизнес вынужден работать на классической системе налогообложения, то есть быть плательщиком НДС, налога на прибыль и прочих налогов. И вот
для тех, кто работает на "классике", налоги - это реальный бич. Хуже всего себя чувствуют в таком случае компании, занимающиеся грузоперевозками, строительные компании, работающие на рынке объектов производственного назначения (не жилья) или получающие заказы от государства.
Так же скверненько себя чувствуют некоторые производственные и клининговые компании и фирмы, оказывающие охранные услуги. Любые компании на "классике" вынуждены закупать что-то без входного НДС - то есть они, покупая что-то для производства или дальнейшей перепродажи, не могут поставить НДС к вычету, ибо им их поставщики не дают счетов-фактур. Этому бизнесу тяжелее всего, и к этой категории относятся те же транспортно-логистические компании, фирмы, закупающие сельхозпродукцию, например, зерно, и фирмы, занимающиеся сбором лома черных и цветных металлов и так далее.
Проблемы такого рода бизнеса заключаются в следующем:
1. Низкая рентабельность, продиктованная рынком;
2. Требование их покупателей выставлять им счета-фактуры и невозможность поставить НДС к вычету, а соответственно, при законной уплате НДС со всего оборота (не с торговой наценки), часто - автоматические убытки, банкротство, вылет с рынка. А отсюда - пункт три.
3. Вынужденность заниматься созданием искусственных затрат, уменьшающих НДС и налог на прибыль через связи с "серыми" и обнальными конторами.
4. Ситуацию усугубляет "необходимость" давать откаты, а по сути своей это взятки - чиновникам и добрым дядям из госкорпораций за право работать с ними и не умереть.
5. А тут еще замечательный налог на заработную плату (я о страховых взносах) в размере 30 процентов. Но, прежде чем ты заплатишь заработную плату и тридцатипроцентный налог, ты должен со всего этого заплатить НДС по ставке 18%, а уже потом вычесть из кармана сотрудника НДФЛ 13%. И в результате, чтобы ваш сотрудник получил легально 100 рублей, государству (если ничего не оптимизировать) надо отдать НДФЛ - 15 рублей (со 115 - 13%), страховые 30 рублей, НДС - (115 + 30) * 18 / 118 = 22 рубля. Итак,
чтобы сотрудник, работающий в компании на "классике", получил свои сто рублей на полностью легальной работе и без оптимизации, мы должны сверх этого потратить 77 рублей. Расчеты точные. А теперь добавьте сюда налог на прибыль, налог на имущество, налог на транспорт, налог Роттенберга, торговый сбор, утилизационный сбор, часто сюда добавляются акцизы, пошлины, НДПИ, экологические сборы и так далее,
и пусть теперь чиновники попробуют все это заплатить (включая им же отданные откаты и взятки) при рентабельности от 2,5% до 12%, ничего при этом не нарушив. Я бы очень хотел, чтобы кто-то из чиновников на своем примере показал, как можно в таких условиях развивать бизнес и не разориться.
Что касается "курса правительства на поддержку", то речь идет о микро-микро бизнесе с копеечными (по меркам экономики) оборотами до 79,8 млн руб. в год (упрощенка и патент) или ЕНВД с ЕСХН. А еще точнее - весь невероятный пиар и самовосхваление чиновников построены на поддержке предпринимателей в форме ИП, работающих на спецрежимах, часто не имеющих сотрудников и ну никак не влияющих на экономику (посмотрите их вклад в консолидированный бюджет страны). Все, на что они влияют - это пиар чиновников, и государство откупается от них, чтобы не допустить социального взрыва.
Компаниям, которые реально пополняют бюджет и создают национальное достояние страны, кормят всех чиновников, обслуживают своими деньгами всю бюджетную сферу, строят на взятки, откаты, доходы от обнала дворцы чиновникам и их детям, в большинстве своем просто ну очень плохо в нынешней экономической ситуации и выстроенной модели контроля.
Про проверки. Да, чуточку удавку сняли. Но! Налоговики как имели право проверять такие компании на "классике" не чаще двух раз в год, со сроком проверки не более шести месяцев, так и имеют. Как имели права оперативники прийти в компанию в любое время дня и ночи, ссылаясь на 144-ФЗ, статью 6 и 9, так и имеют. Как давили банкиры бизнесменов (под угрозой отзыва лицензий и кошмаром прихода проверяющих из ЦБ), так и давят.
Так что все эти потуги уменьшить давление на бизнес и помочь ему больше похожи на помощь утопающего тому, кто еще в состоянии плыть. Тонет бюджет, тонет корабль, в разы переполненный балластом с чиновниками всех мастей, коих расплодилось не в меру много, тонет глупая система покупки голосов избирателей путем их задабривания через всякие соцвыплаты и позволение большую часть года отдыхать, уходить рано на пенсию и так далее. Вся эта система построения олигархического социализма тонет. И, утопая, она цепляется за бизнес, который мужественно гребет, работает по графику 24/7 и все еще надеется вывести Россию в мировые лидеры производства.
Что, кроме налогов, создает трудноразрешимые юридические проблемы бизнесу?
Во-первых, непостоянство законов и правил.
В день (считаю ежедневно по системе "Консультант плюс") в законы России вносится от 15 до 45 новых поправок, новых нормативных актов, писем, распоряжений и так далее (и это далеко не все, что выпускается).
Хорошо, попробуйте работать в условиях, когда правила меняются сотни раз в год. Просто попробуйте! Во-вторых, как дать откат или взятку, не нарушив закон? Ответ - никак. А перед этим деньги надо обналичить. В-третьих, угроза уголовного преследования. Господин Бастрыкин радостно заявил, что в 2015 году количество уголовных дел против бизнесменов выросло на 68%. Ура Бастрыкину! А кто, хочется мне знать, будет платить ему заработную плату, если он всех посадит? В-четвертых, долгий, нужный, бесконечно дорогой процесс разного рода согласований, получения разрешений и так далее. Создается ощущение (на самом деле, я знаю примеры, когда эти вопросы на полном серьезе обсуждались на очень высоких совещаниях), что госаппарат день и ночь разрабатывает ловушки и барьеры, за преодоление которых бизнесмену придется "отстегивать", и это факты, которые легко подтвердить законами и разного рода постановлениями. И конечно, конечно все это подается как забота о безопасности граждан, борьба с террористической угрозой, борьба с предстоящим нашествием Марсиан... Знаете, чтобы медленно и с удовольствием затянуть удавку, ума много не надо.
Вы скажете: "И что? Разве ничего нет хорошего?". Есть, и много, очень много великолепных примеров процветания русского бизнесмена даже в таких условиях. Но все это, почти все, вопреки чиновникам, а не благодаря им.
Какие сегодня в России существуют методы законной борьбы с обналичкой и как бизнесмену не свернуть на этот скользкий путь и работать честно?
А ему не надо туда сворачивать, он давно уже там. Чуть ни любая компания на "классике" тем или иным образом связана с обнальными конторами. Подчеркиваю: чуть ли не любая. Знаете, я не хочу затрагивать и анализировать глубину и высоту поддержки обнала. Я лишь скажу, что если бы это не был сверхдоходный "бизнес", поддерживаемый ну очень высоко, его бы не было. Более того, правила игры во многом создаются такими, что без обнала не обойтись. И все же, исходя из уже принятых законов и предпринимаемых ЦБ мер, он быстро умирает.
Методов борьбы с ним очень много. Перечисление только нормативных актов займет несколько часов. И причина, по которой он еще жив, проста: в нем заинтересованы "сильные мира сего" и, чуточку, бизнесмены.
Какие есть способы законно снизить налоги?
Этот вопрос всегда ставит меня в тупик. Дело в том, что их, только законных, более сотни, многим более сотни. Некоторые особенно эффективные. Решаемы законно практически все вопросы, кроме тех случаев, когда приходится платить НДС со всей реализации, без возможности вычетов. Но даже в этом случае не стоит впадать в апатию, а нужно внимательно (я даю все алгоритмы) проанализировать ситуацию и по максимуму выжать возможное из "невозможного". Кроме того, обеспечивается безопасность активов, легальных доходов собственников, решаются проблемы безопасности главбухов и так далее. Я не вижу смысла перечислять названия этих способов или описывать их. Их краткое описание составляет буклет в 300 страниц "мелким почерком" и примерно 16-18 часов плотного рассказа.
Чем, по вашему мнению, кризис 2016 года отличается от предыдущих витков и как бороться с его последствиями?
Глупостью действий наших правителей. Это основное отличие.
Кризис создан нашими руками. Он подготовлен нашим русским "авось", когда за 15 лет сверхдоходов от продажи ресурсов так и не было ничего сделано для бума производства, развития высоких технологий, а уж само-санкции ради раздувания патриотического эго даже описывать не хочу:
Если говорить о работающих, кардинальных, сверхнепопулярных, но очень эффективных и быстрых методах борьбы с кризисом, я все это совсем недавно описывал в своей 17-тистраничной статье "Что делать", которую можно прочесть в интернете. Единственной волшебной таблетки выхода из кризиса не существует. Мелкие, непоследовательные шаги нашего правительства и мелкий дележ между узким кругом бюджетных денег особого результата не дадут - я о различного рода мерах по поддержке промышленности, описанных в постановлениях правительства. Нужно быстро и последовательно реализовывать план правительства по поддержке бизнеса, рассчитанный до 2030 года. Не надо ждать 2025-2020 года, его нужно жестко, жестоко в отношении чиновников, реализовывать сейчас. А детали в интервью я упущу. Несерьезно обсуждать документы в десятки страниц текста в коротком интервью.
Опираясь на свой опыт работы с компаниями, скажите, пожалуйста, за последние 10 лет в России стало больше или меньше компаний, работающих по нечестной схеме: с обналичкой и черной зарплатой?
Вот точная статистика, основанная на моих личных еженедельных опросах примерно двух сотен бизнесменов в неделю:
- 10 лет назад легально, включая заработную плату по ведомости со всеми выплатами, работало примерно 50 % бизнесменов.
- Пять лет назад около 15%.
- Сейчас, в 2016 году, не более 1-2%, и то это с натяжкой.
Основные области нелегальщины: "конвертная" заработная плата, связь с серыми и обнальными конторами и уход, таким образом, от уплаты НДС и налога на прибыль, иное искусственное завышение себестоимости продукции, товаров, работ, услуг, а также откаты со взятками. Это идет на первых местах. А уже дальше - незаконный вывод денег за границу, занижение таможенной стоимости и, таким образом, снижение таможенных пошлин, различного рода махинации с акцизами (особенно в торговле топливом), "левак" в производстве лекарств и алкоголя. Проще ответить, что делается легально, чем перечислять бесчисленные методы надувательства (обычно вынужденного) государства и самих себя.
Вы скажете: "Ну неужели все так плохо! Ну почему он так чернит наше родное государство и нападет на чиновников?". Нет, я очень оптимистичен. И те, кто занимается реальным бизнесом, со мной согласятся. Я очень оптимистичен в этом интервью! А те, кто далек от бизнеса и получает свою получку, те, кто черпает информацию из зомби-панели, ну это интервью не для них, им - в телевизор.
Фото: dkvartal.ru