Аналитики подводят итоги ушедшего года. Данные разнятся, но ясно одно - рынок строительной техники в 2015 году просел существенно. Рынок сжался в несколько раз, собственные финансовые возможности потребителей исчерпаны, банковские линии почти недоступны, лизинговое предложение стало дорогим и сложным, крупные проекты строительства по РФ минимальны. С чем мы подошли к 2016 году?
В 2015 году в Россию стали ввозить меньше строительной техники, снизились продажи внутри страны. По нашим оценкам, падение на всех сегментах составляет порядка 40-60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К сожалению, негативные тенденции, которые наблюдались в конце 2014 года, продолжаются и по сей день. Тем не менее, производители и продавцы строительной техники считают, что вывести отрасль из кризиса помогут государственные инфраструктурные проекты.
Отечественные компании рассчитывают и на продолжение внедрения государством принципов импортозамещения, а иностранные, наблюдая, что замены их техники российской практически нет, не торопятся уходить с рынка. Первые в свою очередь прилагают максимум усилий, чтобы снизить количество импортных комплектующих и, соответственно, влияние роста курса доллара. Текущая политика государства, направленная на импортозамещение, стимулирует как компании, уже имеющие производственные мощности на территории России, так и иностранные компании, которым для участия в госзакупках теперь необходимо обеспечить локализацию производства не менее 50%.
Сложившаяся ситуация привела к некоторому перераспределению рынка: иностранные компании сделали ставку на крупные частные компании, а отечественный производитель переключился на госструктуры.
Итак, первый драйвер рынка, который будет задавать тон 2016 году - стремление к импортозамещению.
Второй важный тренд уходящего года - развитие техники на газомоторном топливе. Эта тенденция также имеет поддержку государства. Снижение расхода топлива, оптимизация управления, решения по повышению эффективности эксплуатации техники применяются уже сегодня и будут внедряться в новых моделях грузовых автомобилей и специализированных машин. Важное отличие России от стран Европы - это сравнительно небольшое количество газовой техники, используемой в дорожном хозяйстве и для коммунальных нужд. В нашей стране это направление только начинает развиваться и имеет большие перспективы.
Следующая тенденция - снижение конкурентоспособности китайской строительной техники за счет колебаний валютного курса. С проблемами из-за курса валют уже столкнулись китайские производители. Если в период 2007-2014 годов доля китайских производителей постоянно увеличивалась, обостряя конкурентную борьбу российских предприятий с производителями из Поднебесной, то теперь некоторые дилеры китайских самосвалов были вынуждены перевести ценники в доллары. В итоге к концу года подавляющее большинство крупных китайских корпораций, производителей строительных машин, зафиксировали снижение прибыли на десятки процентов.
Абсолютно все участники рынка спецтехники отметили крайне низкие маржинальные показатели по технике, плюсы только в запчастях, аренде и сервисе.
Это связано с низкой платежеспособностью клиентов, повышением "входной" цены для дилеров, а в новом году свою лепту внесет и повышение утилизационного сбора. Механизм уплаты сбора за утилизацию с/х и лесохозяйственных машин, дорожно-строительной техники и прицепов к ним установлен ФЗ N 392 от 29 декабря 2015. Предполагается, что зачисляемые в федеральный бюджет средства гарантируют, что выработавшая свой ресурс техника будет в дальнейшем утилизирована. Кроме того, инициаторы нового сбора рассчитывают, что он ускорит процесс обновления парка техники и станет препятствием для ввоза в Россию отработавших свой ресурс б/у машин. Участники рынка не разделяют восторга законотворцев. Большая часть продавцов техники убеждена, что сбор увеличит итоговую стоимость машин.
Однако на российском рынке строительных машин есть сегменты, которые не только не "упали", но и показали рост. Это техника повышенной проходимости и тяжелая техника.
Растут также сегменты аренды строительных машин и сервиса. Аналитический центр "РусРентал" подвел итоги исследования текущей ситуации на российском рынке аренды строительного, грузоподъемного и энергетического оборудования. Исследование показало, что после снижения объема российского арендного рынка техники в 2014-2015 годах, вызванного кризисными явлениями в экономике, ситуация начнет восстанавливаться.
Объем рынка аренды техники в 2016 году (в сопоставимых ценах) вернется на уровень 2013 года и в дальнейшем будет расти темпами не менее 10% в год.
Несмотря на то, что в конце 2015 года на рынке появились признаки оживления, изменением тренда это пока назвать нельзя. В ожидании федеральных проектов строительные компании готовят свои парки техники, приводят машины в порядок, "на всякий случай" запрашивают предложения на новую технику.
В наступившем году ожидать сильной положительной динамики не стоит, хотя в целом ситуация на строительном рынке в большинстве регионов будет меняться к лучшему: после длительного снижения рынка, продолжавшегося в течение последних трех лет, с 2016 года начнется его постепенный рост до многолетних среднегодовых значений.
Что строить?
Подводя итоги 2015 года, многие представители рынка спецтехники сетовали на отсутствие крупных инвестиционных проектов и сокращение финансирования текущих.
Так, например, на 20% сократились объемы инвестиций "РусГидро". Однако строительство приоритетных объектов теплоэнергетики будет продолжаться, среди них Якутская ГРЭС-2, ТЭЦ в г. Советская Гавань, Сахалинская ГРЭС-2, вторая очередь Благовещенской ТЭЦ. Объем финансирования указанных проектов в 2016-2020 годах составляет 46,9 млрд рублей (с НДС). Также в 2016 году, как указывалось выше, планируется завершить строительство проекта Зеленчукской ГЭС-ГАЭС, реализуемого в рамках договора поставки мощности, с вводом мощности в 2016 году в объеме 140 МВт.
Застройщики Урала прогнозируют уход 80% компаний с рынка и продолжение стагнации. В то же время министерство строительства Свердловской области обнародовало планы объемов ввода жилья на 2016 год. Как полагают чиновники, регион сохранит высокие темпы строительства и поставит на рынок 2,250 млн квадратных метров жилья, что все-таки немного ниже показателей 2015 года, за 11 месяцев которого было введено 2,1 млн квадратных метров. В декабре ожидался ввод еще порядка 200 тысяч квадратных метров, однако окончательная статистика в областном министерстве пока не подведена.
С другой стороны, более 66% российских регионов заявили, что не станут снижать планируемые объемы жилстроительства в 2016 году из-за сложившейся экономической ситуации.
Объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда в 2016 году составит 691,4 млрд рублей (прирост к предыдущему году на 9%). Планируется построить и реконструировать участки автомобильных дорог федерального значения М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска, М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку), М-56 "Лена" - от Невера до Якутска, М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Для развития автомобильных дорог регионального и местного значения в 2016 году предусмотрены субсидии и иные межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации в сумме 148,8 млрд рублей. За счет указанных средств также будут реализованы проекты по развитию автомобильных дорог в Калининградской области, на Дальнем Востоке и в Крымском федеральном округе в размере 35,8 млрд рублей.
Крупных дорожно-строительных проектов в России сейчас не менее двадцати, но наиболее примечательными, как с точки зрения протяженности, так и по объему инвестиций, являются Центральная Кольцевая Автомобильная Дорога и проект федеральной трассы Колыма - Омсукчан - Омолон - Анадырь, общая протяженность которой, учитывая подъезды к населенным пунктам, составит порядка 2400 км. При этом строительство ведется в крайне суровых климатических условиях.
В 2016 году правительство РФ увеличит объем финансирования на строительство дорог в сельской местности на 70% - до 7,5 млрд рублей, что позволит построить 680 км новых автодорог. "Считаю, что объем поддержки надо увеличивать с каждым годом, потому как без дорог развитие села невозможно", - заявил министр сельского хозяйства Российской Федерации Александр Ткачев в ходе своего выступления на заседании Совета по вопросам АПК и природопользованию при Совете Федерации РФ.
Комплекс мер по развитию сети автомобильных дорог в сельской местности входит в состав Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". В этом году на финансирование программы предусмотрено порядка 13 млрд рублей (включая дорожное строительство 4,5 млрд рублей). Это позволит охватить около 5% сельских населенных пунктов. В программе приняли участие 7 тыс. населенных пунктов из 82 регионов.
Продолжится строительство автомагистрали Москва - Санкт-Петербург. В 2016 году в рамках комплексного проекта планируется строительство участка км 58 - км 149 с объемом инвестиций в сумме 69,8 млрд рублей. Доля частного капитала в структуре финансирования составит порядка 20%.
На строительство транспортного перехода через Керченский пролив в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" в 2016 году выделено 64,7 млрд рублей. Также в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" предусмотрено финансирование укрупненного инвестиционного проекта "Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск - Керченский пролив в сумме 2,1 млрд рублей в целях проектирования и строительства автомобильных подходов к транспортному переходу протяженностью 40 км.
Еще одна крупная стройка - морской порт в районе поселка Сабетта в Ямало-Ненецком автономном округе. Он станет важным опорным пунктом России при освоении ресурсов Арктики и позволит организовать прямые поставки российского природного газа и газового конденсата на мировые энергетические рынки, увеличив грузооборот Северного морского пути с 3 до 20 млн тонн в год. На строительство объектов морского порта из федерального бюджета в 2016 году будет выделено 13,1 млрд рублей.
В конце концов, никто не отменял Чемпионат Мира по футболу в 2018 году, Универсиаду 2019 года в Красноярске и строительство газопровода "Сила Сибири" по итогам межправительственных контрактов с китайцами.
Нет сомнений, что в долгосрочной перспективе мировой и российский рынок специальной и строительной техники будет расти.
По прогнозу аналитической компании Transparency Market Research, продажи в сегментах землеройной, подъемной, дорожной и другой техники в денежном эквиваленте к 2017 году достигнут уровня 192,3 млрд долларов. Ожидается ежегодный рост данного рынка на 6%.
На долю землеройной техники придется 43% от общего объема, этот сегмент будет самым крупным в мире. Лидером по производству спецтехники останется, как и прежде, Китай. На втором месте будут располагаться его европейские и российские конкуренты.
Крупные компании, судя по всему, разделяют оптимизм аналитиков и выводят на рынок новинки продукции. Это, конечно, актуально в связи с высоким уровнем износа основных фондов предприятий дорожно-строительной отрасли, но для непосредственных эксплуатантов машин новинки остаются заоблачно недоступными. Компаний, готовых приобретать дорогостоящую технику - пусть и гораздо более эффективную - по всей стране можно пересчитать по пальцам. Потребитель делает ставку на краткосрочную выгоду, а не на перспективу.
Фото: unibo.ru
Спецтехника и нефтегазовое оборудование