Приказом ФТС России "О перемещении товаров в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП", вступившем в силу в конце января, определены 45 пунктов пропуска через государственную границу РФ для ввоза товаров на территорию Евразийского экономического союза с применением книжек МДП. О восстановлении системы МДП в России и о перспективах ее развития "РГ" рассказал глава постоянного представительства Международного союза автомобильного транспорта (IRU) в Евразии Дмитрий Чельцов.
Дмитрий Юрьевич, оправдал ли этот приказ надежды бизнес-сообщества?
Дмитрий Чельцов: Бизнес-сообщество с оптимизмом восприняло заявление таможенников, что "ситуация с книжками МДП разрешилась", и сотрудничество между российскими таможенными органами и гарантийным объединением в лице Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) восстановлено. Поэтому мы с нетерпением ожидали упомянутый приказ ФТС России.
Международные и национальные бизнес-ассоциации, АСМАП и IRU проделали огромную работу, направленную на урегулирование ситуации с применением Конвенции МДП на территории России. Совместные усилия получили поддержку на уровне президента и правительства РФ, Евразийского межправительственного совета. Мы внимательно следим за развитием ситуации: книжки МДП принимаются к оформлению во всех пунктах пропуска, упомянутых в приказе.
Однако
в перечень не вошли некоторые пункты пропуска, например, такие, как, Брусничное, Бурачки, Нехотеевка, Троебортное,
предложенные экспертами бизнес-сообщества и востребованные международными автоперевозчиками, использующими процедуру МДП.
Предложение об увеличении количества пунктов пропуска было внесено в соответствующий раздел "дорожной карты" "Совершенствование таможенного администрирования". Работа в этом направлении будет продолжена.
Есть ли примеры альтернативных успешно функционирующих транзитных систем? И в чем заключается преимущество системы МДП?
Дмитрий Чельцов: Международная система таможенного транзита с применением книжки МДП на сегодня является единственной универсальной глобальной системой таможенного транзита. Это основной инструмент торговли между странами Европы и находящимися на значительном удалении партнерами. Проверенная временем, МДП обеспечивает прозрачность, надежный уровень контроля и значительную экономию финансов и времени при перемещении товаров и транспортных средств.
К наиболее развитым региональным системам транзита можно отнести систему Европейского сообщества и процедуру общего транзита (или, другими словами, систему Т), реализованную в странах ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Система Европейского сообщества и процедура общего транзита требуют высокого уровня интеграции в таможенной и финансовой сфере, гармонизации транспортной политики, выработки единых стандартов доступа транспортных операторов к системе транзита, а также унификации страхового и банковского сектора.
Преимущество системы МДП в том, что между странами и регионами с различным уровнем развития национальных и региональных процедур транзита она способна обеспечить безопасный транзит с предоставлением международной гарантии по маршруту, проходящему по территории нескольких государств, и особенно эффективно ее применение при пересечении границ, где национальные процедуры прекращают свое действие.
По итогам 2015 года удельный вес претензий российских таможенных органов в общем объеме перевозок по МДП, завершенных на территории РФ, составил лишь 0,001 процента.
При этом все требования были оперативно урегулированы в соответствии с действующей процедурой.
Каковы позиции МДП в других регионах мира?
Дмитрий Чельцов: Расширение географии применения Конвенции МДП способствует интеграционным процессам в Евразии. Так, в июне 2015 года к Конвенции присоединился Пакистан. В Китае завершены все необходимые процедуры внутригосударственного согласования, и в ближайшее время ожидается его присоединение к Конвенции.
На 70-й сессии Генассамблеи ООН в ноябре 2015 года принята резолюция по устойчивому развитию, которая, в частности, предложила всем государствам, которые еще не сделали этого, рассмотреть возможность подписания и ратификации Конвенции МДП. В докладе "Экономические преимущества МДП для региона ЭСКАТО ООН", подготовленном в 2015 году Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН - UNESCAP), содержится вывод, что в результате внедрения системы МДП в регионе страны ЭСКАТО за пять лет смогут сократить расходы на транзит товаров на 35 миллиардов долларов, а экономическая выгода от внедрения системы МДП оценивается в пределах 0,14-1,31 процента ВВП. Другое исследование, проведенное Oxford Economics в странах Латинской Америки, утверждает, что применение МДП только в Аргентине, Бразилии и Мексике позволило бы увеличить экспорт из трех этих стран на 9 миллиардов долларов, а также сократить на 50 процентов время ожидания на границах.
Отрадно, что заинтересованность в присоединении к системе МДП проявляют еще более 20 государств, в числе которых Индия, ОАЭ, страны Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. Таким образом, Конвенция МДП приобретает поистине глобальный характер.
Сейчас книжки МДП используются на бумажном носителе. В свете бурного развития информационных технологий как вы видите будущее системы МДП?
Дмитрий Чельцов: Безусловно, чтобы идти в ногу со временем, необходимо постоянно совершенствоваться, в первую очередь благодаря современным информационным технологиям. Важным шагом к компьютеризации системы МДП стала разработка IRU программного модуля TIR-EPD, при помощи которого держатели книжек МДП, не прибегая к услугам третьих лиц и бесплатно, могут выполнить требование об обязательном предоставлении таможенным органам электронной предварительной информации (ЭПИ) о перемещаемых товарах.
IRU активно продвигает использование электронной книжки МДП. Значительным событием 2015 года стала успешная реализация Турцией и Ираном первого этапа пилотного проекта ЕЭК ООН и IRU по выполнению международных автоперевозок с использованием электронной процедуры МДП (система eTIR). При пересечении границ были пройдены все пограничные и таможенные формальности, при этом обмен данными между перевозчиками, таможенными органами, гарантийными ассоциациями стран-участниц и органами ООН был осуществлен в электронном формате. Завершается подготовка к реализации второго этапа проекта, в котором будет задействовано большее количество таможен и транспортных компаний, а также протестированы дополнительные возможности системы.
В начале этого года Турция и Грузия подписали необходимые документы для начала реализации пилотного проекта eTIR. Трехлетний проект призван упростить электронный обмен информацией между таможенными администрациями двух стран и таможенные процедуры для грузов, перемещаемых с использованием книжки МДП, посредством предварительного анализа рисков.
Система МДП постоянно совершенствуется. Так,
с 1 июля 2016 года уровень гарантий по одной книжке вырастет с 60 до 100 тысяч евро.
Успешно реализуются новые инструменты МДП. Так, в Казахстане и Киргизии внедрена система повышенной гарантии МДП "TIR+", увеличивающая стандартный размер гарантии дополнительно на 100 тысяч евро. Более года в Украине применяется система "iCarnet" для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых под таможенным контролем между двумя таможенными органами, находящимися на территории одного государства. Вопрос о внедрении такой системы прорабатывают Молдова, Таджикистан и Киргизия. Надеемся, что новые инструменты МДП вскоре станут доступны и для российских автоперевозчиков.
Справка:
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 г.) - международное соглашение, принятое в 1975 г. под эгидой Европейской экономической комиссии ООН. Целью Конвенции является создание системы транспортировки грузов, находящихся под таможенным контролем, с минимальными задержками в пути, в том числе упрощенные процедуры оформления при пересечении границ. Подписантами Конвенции МДП являются 69 стран.
Фото: trafic-a.ru