← Дороги, инфраструктура

Из-за большегрузов рассматривают возможность закрыть трассу Сыктывкар - Усть-Кулом

В региональной общественной палате Коми 30 марта состоялся брифинг, посвященный проблеме массового нарушения перевозчиками леса установленных нормативов по тоннажу машин. Поводом для встречи стала ситуация, сложившаяся 29 марта на дороге Сыктывкар - Усть-Кулом. Там на пункте весового контроля скопилось около 60 грузовиков, которые выстроились в колонну и не соглашались на замер тоннажа. Пост появился там после того, как на 22-м километре трассы большегруз продавил понтонный мост. Из-за разрушения конструкции пришлось ввести ограничение для движения тяжеловесного транспорта - 28 тонн. На участок была отправлена служба весового контроля.

Тогда предприниматели начали искать обходные пути и стали двигаться в объезд по зимникам. В ответ ГИБДД установила еще один пункт весового контроля на въезду в Сыктывкар - возле "кольца" в Кочпоне.
По словам руководителя управления автомобильных дорог министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Валерия Пронина, это событие стало последней каплей, после которой было решено дать бой нарушителям весового режима. "Основная проблема сложилась на дороге Сыктывкар - Усть-Кулом. На ней четыре наплавных моста, три из них - в аварийном состоянии, два из которых - у сел Усть-Нем и Вольдино - стали таковыми из-за того, что по ним ездят большегрузы", - рассказал он.
Он отметил, что проблема сказывается на многих дорогах и объектах региона. Так, из 121 капитального моста 54 находятся в аварийном состоянии. "Если на таком мосту встретится два грузовика с перегрузом массой 80-90 тонн, есть вероятность обрушения. Мост просто провалится. А в Усть-Куломском районе начали появляться семипачковые машины, которые весят не меньше 100-120 тонн", - обрисовал ситуацию В.Пронин.
Представитель Минстроя заметил, что сложившаяся ситуация приобретала остроту на протяжении нескольких лет - перевозчики леса продолжают из года в год нарушать нормативы. "Дорога Сыктывкар - Усть-Кулом в ужасном состоянии. Весной она "взорвется". Существует вероятность, что в мае мы примем решение о ее закрытии", - заявил В.Пронин.
Заместитель министра промышленности, транспорта и энергетики Коми Серегей Иванов сказал, что если будет закрыта трасса от столицы Коми до Усть-Кулома, то населенные пункты на протяжении 183 километров останутся отрезанными от мира, так как других путей сообщения с большой землей у района нет.
Руководитель управления ГИБДД по Коми Олег Блохин добавил, что помимо разрушения дорог и мостов, которые несут большегрузы-нарушители, они еще и становятся виновниками различных ДТП.
"Зимой, когда проезд перегруженных машин не так вредит дорожному покрытию, мы не наседали на перевозчиков, не кошмарили бизнес. Сейчас мы по-хорошему попросили не нарушать, но нас не услышали. Мы наказывали штрафами водителей, должностных лиц, но будем переходить к штрафованию юридических лиц, а там суммы серьезные - до 500 тысяч рублей", - предупредил О.Блохин.
Генеральный директор союза лесопромышленников Коми Анатолий Байбородов согласился с тем, что перевозчики нарушают, и одобрять такую позицию возглавляемая им организация не будет, но пояснил, почему предприниматели прибегают к таким мерам: "Сухая машина весит 21 тонну, то есть вывезти по нормативу на ней можно 27-28 кубов леса. Установленный деревообрабатывающими предприятиями тариф на прием - 2,59 рубля за кубокилометр.
Преодолевая около 300 километров, мелкие бизнесмены, не нарушающие нормативы, работают в убыток 27-30 процентов. Чтобы иметь хоть какую-то прибыль, они везут сверх нормы,
- разъяснил он. - Деревоперерабатывающие организации тариф поднимать не хотят. А если все предприятия-поставщики встанут, то они будут заказывать сырье из соседних регионов, которые будут его доставлять железнодорожным транспортом и еще дешевле".
А.Байбородов также рассказал о том, что
часть перевозчиков готова была за каждый рейс с перегрузом платить в дорожный фонд, к примеру, по тысяче рублей. Таким образом, в год на ремонт республиканских трасс они добавляли бы около 30 миллионов рублей.
Но договоренности с тогда еще дорожным агентством достичь не удалось, а потом изменилось законодательство, и компромисс стал невозможным.
По словам члена общественной палаты Нины Шмаровой выходом могли бы стать технологические дороги, построенные вдоль трасс общего пользования. Когда-то, по ее словам, у крупнейших деревообработчиков Коми были такие планы, но несколько лет назад от подобного рода вложений было решено отказаться. Так же отказались они и от сплава леса по рекам.
Подводя итог встречи, председатель общественной палаты Коми Галина Киселева сказала, что необходимо посвятить в проблему временно исполняющего обязанности главы Коми Сергея Гапликова, чтобы привлечь руководство региона к ее решению. Кстати, С.Гапликов еще 29 марта заявлял, что в Коми разработают систему борьбы с перегруженными фурами.
Справка:
Всего с начала марта 2016 года, по данным пресс-службы МВД по Коми, полиция возбудила 55 дел по статье 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях ("нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов").
По данным управления ГИБДД по Коми, в 2015 году было взвешено 620 большегрузов, возбуждено 357 дел за нарушение правил перевозки, взыскано штрафов на 13 миллионов рублей.
Фото: управление ГИБДД по Коми
КомиОнлайн