Федеральные власти решили озаботиться соблюдением режима труда и отдыха российских водителей. В Министерстве транспорта во исполнение поручения зампреда правительства Игоря Шувалова от 21 апреля 2016 года № ИШ-П9-2426 начата подготовка законопроекта о внесении изменений в КОАП в части установления ответственности перевозчиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц) за нарушение режима труда и отдыха водителей при осуществлении перевозок пассажиров и грузов.
Поправки призваны упорядочить общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением безопасности дорожного движения. 4 мая ведомство Максима Соколова начало публичное обсуждение готовящейся нормы, которая должна вступить в силу в феврале 2017 года, сообщает портал "Русская планета". На сегодняшний день пока рано говорить, к каким именно мерам административного воздействия на нерадивых собственников транспортных компаний прибегнут власти, однако с учетом действующей практики можно рассчитывать на то, что чиновники рассмотрят возможность введения крупных штрафов и, вероятно, даже приостановления деятельности провинившейся организации на определенный срок.
Сама тема, поднятая властями, безусловно, является одной из самых важных на пути снижения числа катастроф и смертей на российских дорогах, о необходимости чего регулярно говорит президент Владимир Путин.
В настоящее время, и это очевидно, многие транспортные компании, начиная от городских маршрутных такси и заканчивая грузовыми организациями, дальнобойщики которых доставляют грузы в другие города, зачастую в погоне за прибылью сквозь пальцы смотрят на трудовой распорядок сотрудников и не сильно задумываются о том, что после 10 часов, проведенных за рулем, человеку может банально потребоваться отдых.
Все это приводит к тому, что множатся дорожно-транспортные происшествия, виновниками которых становятся водители маршруток или фур. Затем выясняется, что водитель маршрутки по распоряжению начальника сел за руль в шесть утра и даже в восемь вечера без какого-либо заметного промежутка времени на отдых продолжал зарабатывать деньги и развозить пассажиров. То же самое происходит и с водителями фур, которые вынуждены выполнять "нечеловеческие" задания босса и доставлять груз в определенный город к конкретному времени без права на какой-либо отдых.
Организаторы подобной эксплуатации водителей, вынуждая последних к чрезмерному труду под страхом увольнения, не задумываются о том, что они не просто нарушают трудовое законодательство, но и фактически создают угрозу жизни своему сотруднику, а в случае с пассажирскими перевозками - и пассажирам. Сегодня власти пришли к тому, чтобы "вывести" ответственность за это только на административный уровень, но, как может справедливо показаться многим, не лишним для горе-владельцев транспортных компаний будет прописать и уголовную ответственность.
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин пояснил РП, что значительная вина лежит и на самих властях.
"Проблема подобная действительно есть, но те чиновники, которые хотят решить ее с помощью административных штрафов, либо хотят заработать очки, либо просто не очень хорошо понимают ситуацию.
Юридические лица и всяческие ИП несут на себе груз не только легальных налогов, но и нелегальных поборов. И они вынуждены нанимать меньше персонала, заставляя его работать дольше, - сказал Похмелкин. - Водители тоже соглашаются на это и из-за финансовых соображений, и из-за боязни увольнений. А предлагаемая мера скажется именно на водителях: эти штрафы начнут удерживать из их заработка. Решение проблемы может быть только одно - предоставление большей свободы малому бизнесу".
За отсутствие тахографа владельца ТС оштрафуют на 50 тыс. рублей
Об одной из мер воздействия на водителей междугородних автобусов и дальнобойщиков пишут 6 мая "Известия". После принятия нового закона владельцев транспортных организаций будут штрафовать на 50 тыс. рублей за отсутствие или неиспользование водителем тахографа. Именно столько стоит покупка и установка этого прибора. По ныне действующим правилам тахографами должны быть оснащены грузовики и автобусы весом свыше 15 т. Это устройство фиксирует скорость, время движения и пройденный путь машины. По этим параметрам сотрудник ДПС может определить, сколько водитель работает и отдыхает. Сейчас, если тахографа нет или он не работает, владельца транспортного средства штрафуют на 10 тыс. рублей.
- Сейчас составляется много протоколов за неиспользование тахографов, особенно это касается мелких предприятий, индивидуальных предпринимателей. Поэтому Минтранспорта и повышает штраф до размера стоимости этого прибора,
- говорит вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев.
Однако, по его мнению, даже высокие штрафы не заставят недобросовестных водителей соблюдать правила труда и отдыха. По действующим правилам частное лицо не обязано устанавливать тахограф, а 65% грузового и пассажирского транспорта зарегистрированы на частных лиц.
- Нужен закон, который обяжет всех владельцев автобусов и грузовиков оснащать их тахографами. Такой проект уже существует, но очень тяжело проходит согласование в правительстве, - сказал Алексеев.
По мнению председателя профсоюза водителей-профессионалов Александра Котова, повышение штрафов за нарушение норм отдыха и работы водителей не улучшит ситуацию на дорогах, а увеличит размер взяток.
- Сейчас наши перевозчики нарушают все, что можно: разрешено максимально везти 20 т груза, а возят по 100 т. Водители ездят по 16 часов без перерыва. Предоставляете, какая это опасность? Но иначе водитель не сможет заработать достаточно, чтобы прокормить семью. Поэтому он предпочитает откупиться от полицейских, дать взятку, - говорит Котов.
По его мнению, единственный выход из сложившейся ситуации - это общественный контроль за соблюдением водителями норм работы и отдыха. Однако на деле осуществить такой контроль очень сложно.
- 18 лет мы пытаемся вместе с полицейскими выйти на дороги. Но сталкиваемся с огромным противодействием со стороны сотрудников ДПС, им это невыгодно, - пояснил председатель профильного профсоюза.
Зампред комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак считает, что добиваться безопасности на дорогах нужно не за счет увеличения штрафов за неиспользование тахографов, а с помощью использования новых технологий.
- Медосмотр водителей должен проводиться с помощью современного оборудования, которое объективно определит, в состоянии ли человек выйти в рейс. Ведь сейчас медсестры по душевной доброте могут и "не заметить" покрасневших от усталости глаз, - сказал Брячак.
Фото: pfo.intech-plus.ru