Каких последствий вы ожидаете в связи с прошлогодним снижением рынка транспортно-логистических услуг? Такой вопрос задал "Гудок" представителям крупных российских логистических компаний. С одной стороны, возрастает конкуренция между различными видами транспорта, испытывающих падение объемов перевозок, с другой - появляются новые точки роста логистической отрасли.
Денис Мазурин, директор по развитию бизнеса АО "РЖД Логистика":
- Как и все отрасли российской экономики, рынок транспортно-логистических услуг сегодня переживает непростые времена. Следствием падения производства в большинстве секторов экономики стало снижение грузопотоков. Падение объёмов перевозок испытывают ижелезнодорожники, и автоперевозчики, в этих условиях всё более возрастает конкуренция между различными видами транспорта. В новых экономических условиях клиенты-грузоотправители становятся всё более требовательными как к уровню своих транспортно-логистических затрат, так и к качеству и полноте сервиса логистического оператора.
Тем не менее мы видим и определённые точки роста отрасли. В первую очередь речь идёт о сегменте комплексной логистики. В текущих макроэкономических условиях клиенты понимают необходимость сокращения собственных издержек и оптимизации производства. Снижение издержек подразумевает не только снижение тарифов. Для корректной оценки затрат на логистику клиент должен глубже вникать в собственные процессы: анализировать используемый вид транспорта, логистику снабжения сырьём и сбыта готовой продукции, оптимизацию технологических процессов, координацию работы своих служб с железнодорожниками, портами, автоперевозчиками. Ведь именно на стыке таких различных технологий, иногда имеющих между собой конфликт интересов, открывается потенциал для оптимизации.
Можно предполагать, что кризисные явления в российской экономике будут заметны ещё несколько лет. И если рынок и будет расти, то не в сегменте перевозок и экспедирования, а в сегменте управленческой логистики.
Будущее за комплексной логистикой, за аутсорсингом предприятий, когда логистикой занимается не сам клиент, а опытные логисты.
Для нашей компании мы видим точки роста в расширении линейки услуг в рамках всего пакета сервисов - от логистического аутсорсинга до перевозок мелких партий грузов. Чем более комплексно мы будем подходить к индивидуальному решению задач клиентов, тем более эффективно будет складываться наше сотрудничество c ними.
Лев Марков, заместитель генерального директора по железнодорожным перевозкам ООО "Модуль":
- Если рынок и просел, то сделал он это совсем не равномерно. В сегменте импорта - да, объёмы грузоперевозок в контейнерах сократились, и довольно ощутимо, а экспорт, напротив, показывает рост. В связи с этим судоходные компании завозят в Россию порожние контейнеры для дальнейших экспортных перевозок (ранее эти потребности полностью перекрывались за счёт импортных контейнерных грузов). Внутри страны при этом идёт некоторое перераспределение потоков. Наша компания сокращения рынка как такового не заметила. С моей точки зрения,
сейчас идёт естественный процесс вымывания мелких компаний с рынка.
А у нас условия немножко другие, работа есть. Если говорить подробнее, по экспорту контейнеров позиции выросли примерно на 10%, главным образом за счёт пиломатериалов. Химические грузы тоже хорошо идут, но с ними ситуация не совсем однозначна. Рынок встрепенулся в первую очередь в азиатском направлении, Европа как раз провисает. Кроме того, есть некоторые трудности из-за курсовой разницы. Но, как бы то ни было, наш прогноз скорее оптимистичный, за исключением того же импортного сегмента.
Юрий Минаков, начальник отдела организации автомобильных и железнодорожных перевозок DPD в России:
- Несмотря на общее сокращение рынка транспортно-логистических услуг, в сегменте доставки почтовых отправлений снижения объёмов не наблюдается. Наоборот, мы видим небольшой рост в размере 15-20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Из-за общего снижения товарооборота и уменьшения товарных партий груза отправители предпочитают доставлять грузы небольшими партиями.
Отсюда и рост перевозок в секторе мелкопартионных и почтовых отправок.
Сергей Желаннов, вице-президент Ассоциации российских экспедиторов:
- На падение рынка транспортно-логистических услуг повлиял целый комплекс факторов - и санкции, и финансовый кризис, а также польский и украинский факторы, в общем, неудивительно, что рынок основательно просел. Что будет происходить дальше, на данный момент предсказать сложно. Возможно некоторое перераспределение грузопотоков, в создавшейся ситуации вполне может подняться иранское направление. А вот перспектив по увеличению грузопотоков с Европой, к сожалению, очень немного. Выглядит всё достаточно невесело, и сказать с уверенностью, продолжится падение или нет, сейчас весьма сложно. Для логистических и экспедиторских предприятий ситуация сложна вдвойне - нечего экспедировать. В связи с этим падением порядка 35 компаний в последнее время попросту ушли из бизнеса.
Фото: sklad-man.ru