Механики называют новые минские тракторы "инвалидами": говорят, они работают без поломок максимум пару месяцев, а ремонты затягиваются на полгода. Такой отзыв мы слышали несколько раз. AUTO.TUT.BY проехал по колхозам и собрал мнения трактористов и механиков о технике.
"Красим каждый год"
Мы уже писали, что думают водители о грузовиках, сейчас на очереди - тракторы МТЗ. В отличие от грузовиков МАЗ, новые мощные тракторы практически не покупают частники, эти машины эксплуатируют государственные сельхозпредприятия. Мы публикуем рассказы их работников анонимно, чтобы не создать героям проблем.
- Оу-у-у-у-у-у-у, - простонал тракторист Иван, приложив натруженную руку к лицу. На молодежном языке это называется "фейспалм". Это - ответ на вопрос "Хорошие ли у нас тракторы?".
Ивана мы встретили на поле в Гродненской области. Специально не выбирали - просто подошли к первому встреченному по дороге в Минск трактору. Тракторист Иван за рулем двенадцатилетнего МТЗ рассказывает, что в нем уже дважды пришлось капитально ремонтировать двигатель, а кабина красится и подваривается каждый год. Рядом с Иваном работает трактор, которому всего пять лет. В его истории, говорит тракторист, были "просто потрясающие поломки".
- Коленвал разорвало на четыре части прямо в поле. Треснул по шатунной шейке. Шел по полю, а тут мотор застучал, затрясло, еле ехать стал. Но до мастерских сам добрался кое-как, там разобрали и достали четыре куска. Все, что осталось от коленвала,
- рассказывает Иван.
На машинном дворе этого хозяйства корреспондент AUTO.TUT.BY услышал от механика продолжение истории. Коленчатый вал поменяли по гарантии, новый проработал три месяца - и его разорвало в тех же местах. "Снова поменяли, теперь уже год работает нормально", - рассказывает механик Павел.
Возле его рабочего места стоит большой красный трактор МТЗ 3022. Он уже пять лет в хозяйстве. Но толку мало - постоянно в ремонте. Механикам приходилось менять в нем блок цилиндров, коленвал, форсунки и топливный насос высокого давления. Этот трактор механик Павел называет "инвалидом".
Тракторов этой модели в хозяйстве пять, у них также бывают проблемы с гидромуфтой, которая подключает вентилятор радиатора, главным выжимным цилиндром сцепления и гидравлической системой. Периодически появляются проблемы с электроникой. Пока машина на гарантии, сервисный центр устраняет поломки без проблем. Но затем начинаются сплошные траты: эксплуатация белорусских тракторов в итоге стоит недешево.
- Огромная проблема с запчастями - новые делают совсем плохие. Например, подшипники ставишь новые - "вылетают". Находишь где-то советские из старых запасов или даже бэушные, ставишь - "ходят" долго.
Совсем упало качество белорусских запчастей.
Некоторые тракторы МТЗ в этомхозяйстве оснащены американским мотором. По словам мастеров, с ним проблем нет, кроме одного случая, когда трактор пришел с завода без воздушного фильтра. Обнаружили это только через две недели. "Все это время машина работала в поле и насосала столько пыли, что износ двигателя составил 80 процентов", - рассказывает Павел.
"Запчасти очень плохие стали"
Другой район, другой СПК, те же тракторы МТЗ. Импортной техники в этом хозяйстве нет, поэтому механики могут сравнивать качество новых тракторов только со старыми, сделанными в СССР.
- Новые МТЗ стали комфортнее, но надежность очень сильно хромает. На "тридцатках" и "тридцатьпятках" стоят немецкие моторы. Казалось бы, должны быть надежные, но нет.
Два-три года проходит - и надо перебирать двигатели, менять поршневую группу. Стоят эти все запчасти очень дорого.
Машины не работают, ждут запчастей, - говорит механик Александр.
А советские МТЗ 80 в строю и после тридцати лет работы. Они намного проще в ремонте, поэтому их научились чинить в хозяйствах без помощи сторонних специалистов. Но все механики жалуются на качество запчастей.
Трактористы рассказывают, что в жару моторы современных больших тракторов сильно греются, температура не опускается ниже ста градусов. В кабине тоже жарко - кондиционеры есть, но они работают два-три года, и ломаются. А на ремонт кондиционера деньги в хозяйствах находятся в последнюю очередь - люди просят сделать агрегаты более надежными.
- Шины белорусские, бывает, лопаются. Прямо в борозне может борт лопнуть, когда плуг тянешь. Бывает, "подглючивает" гидравлика, хоть она и производства Bosch. С электрикой тоже бывают проблемы, но не критичные: "поглючило" и прошло. В общем, работать можно, - улыбается механизатор Андрей.
"Нужно нормально обслуживать"
Неужели все так плохо? Ведь в новых энерговооруженных белорусских тракторах не так много отечественных агрегатов. Немецкие двигатели DEUTZ, гидравлические системы Bosch, многие другие комплектующие тоже импортные и хорошего качества. Поэтому многие проблемы - на совести самих трактористов. Такого мнения придерживается специалист, ремонтирующий наши тракторы.
- А техническое обслуживание регулярно проводят те, кто жалуется на моторы? Скорее всего, нет.
По регламенту производителя, замену масла нужно делать каждые 250 моточасов. А у нас работают на одном масле больше тысячи моточасов, потом приходится капитально ремонтировать мотор.
Меня веселит подобная экономия: замена масла обходится в 3?4 млн, а переборка двигателя - минимум миллионов 55, - рассказывает Максим Гусев, руководитель компании "Агрореммоторс".
На энерговооруженные тракторы 30-й и 35-й моделей устанавливается рядный шестицилиндровый турбодизель немецкой компании DEUTZ. У "старшей" версии 339 лошадиных сил и больше 1600 Нм крутящего момента. Такие же моторы устанавливаются на технику ведущих мировых производителей.
- Мотор отличный, надежный, ремонтопригодный. Но за ним, как за сердцем, надо ухаживать. А у нас в хозяйствах ухаживают не всегда. Большая проблема: руководители колхозов часто не инженеры, а зоотехники, например. Они понимают, что корове надо попить и поесть, а что трактору нужно масло поменять - не понимают. Железо, мол, что с ним станет? А потом у нас мотор в ремонте.
Пример из нашей практики: есть немецкие тракторы Fendt, на них стоит абсолютно такой же мотор, что и на нашем. Только в импортном тракторе мотор отрабатывает без капремонта 10 тыс. моточасов, а в нашем - максимум 5 тыс.
Потому что на обслуживание импортной техники находятся деньги, а белорусскую никто не обслуживает. Мол, зачем беречь, это ведь МТЗ. Вот и результат такой, - считает Максим Гусев.
Мастерской часто приходится иметь дело с погнутыми от перегрева головками блока цилиндров. Чтобы мотор не перегревался, производитель рекомендует продувать радиатор охлаждения каждый день: при работе в поле он очень быстро забивается пылью, а забитый радиатор плохо справляется со своей работой.
- Приехали на вызов - греется мотор. Механизатор признался, что ни разу за три года не чистил радиатор. Подогнали пожарную машину, дали струей из брандспойта в радиатор, а с обратной стороны не течет ничего. Две цистерны вылили, промыли все - температура в норму вернулась. Но не буду спорить, с моторами минского завода гораздо больше проблем, чем с импортными. Есть у ММЗ откровенно неудачные моторы. Но очень много зависит от рук, которые эксплуатируют технику.
Есть хозяйства, которые ответственно относятся, все по регламенту меняют. У них техника нормально работает. А остальные просто не понимают, что прошли времена "вечной" техники. Современным машинам нужен качественный уход. И неважно, какой у тебя трактор, немецкий или белорусский. Я сам долгое время работал в отделе сервиса тракторного завода и могу сказать: за десять лет разработок новые модели довели до ума, и это хорошие машины, если за ними следить, - уверен Максим Гусев.
Фото: auto.tut.by