Исследование Data Insight показало, что российские интернет-магазины стали более разборчивы в отношении партнеров по логистике. Несмотря на то, что одним из решающих факторов при выборе логистической компании остается финансовый вопрос, в последнее время лояльность управляющих интернет-магазинами к партнерам сильно упала. И жалобы клиентов могут гораздо быстрее привести к разрыву контракта и привлечению нового партнера.
По данным исследования Data Insight, большинство игроков рынка e-commerce отдают процесс доставки на аутсорс: лишь 6,5% магазинов производят доставку полностью своими силами.Еще 15% сами собирают деньги с покупателей и дропшиппинг. Правда, пока магазины боятся отдавать на аутсорсинг процесс сбора и обработки заказов.
Любопытно, что за прошедший с предыдущего исследования год несколько изменилась ситуация в отношении передачу партнерам последней мили. Если в 2015 году отдать последнюю милю на аутсорсинг готовы были 77% в регионах и 72% игроков в столицах, то на данный момент лишь 54% не сделали это хотя бы частично. Правда, справедливости ради заметим, что цифра может быть не очень корректной, так как десятая часть респондентов отметили, что у них в принципе нет последней мили, а четверть из них призналась, что не знает есть ли она в их бизнесе.
80% интернет-магазинов имеют более одного партнера по логистике.
При этом на выбор в пользу той или другой компании влияют стоимость услуг, география доставки и возможность оплаты наложенным платежом. Наличие нескольких партнеров при этом связано также с необходимостью вариативности доставки товара клиенту и потребностью в доставке разных видов грузов. К примеру, растет популярность хрупких или крупногабаритных товаров, в том числе мебели, что требует особых условий доставки, которые может предоставить далеко не каждая логистическая компания.
К тому же интернет-магазины становятся более требовательными к качеству работы партнера. В частности, на данный момент лишь 6% интернет-магазинов не мониторят работу партнеров по логистике. Это напрямую связано с тем, что клиенты до оформления заказа в большинстве случаев интересуются способами доставки товара и это может повлиять на выбор покупателя.
Параметрами для оценки сервиса логистических компания стали количество ошибок при доставке, процент доставленных вовремя заказов, процент возвратов. При этом высокий уровень конкуренции на логистическом рынке приводят к тому, что выбор у интернет-магазинов достаточно широк.
Хотя цены - это именно тот параметр, который в 2016 году очень сильно не устраивает интернет-магазины: 36% против 17% в прошлом году. Также выросло недовольство качеством работы курьеров, количеством предложений на рынке и надежностью партнеров.
Между тем, одним из трендов последнего года стал рост доли Почты России в услугах доставки. В первом квартале 2016 года ее доля достигла 61%, т.е. больше половины всех интернет-заказов в России доставляет именно эта компания. Аналитики связывают рост доли Почты России с тем, что компания меняется, количество предоставляемых сервисов растет параллельно улучшению качества обслуживания.
При этом аналитики уверены, что полная передача магазинами всего процесс доставки логистическому партнеру недостижима в реальной жизни. Так что магазинам придется и дальше взаимодействовать с логистическими компаниями, анализировать успешность сотрудничества и выбирать партнера, более подходящего по критически важным параметрам.
Фото: infovoronezh.ru