← Безопасность и страхование

Как мошенничество привело к опрокидыванию бетономешалки?

Мы недавно писали о фиксации системой спутникового мониторинга фактов мошенничества при перевозке бетона. При этом использовалось глушение GPS/GSM сигнала. Вернуться к данной теме приходится снова, так как она получила неожиданное продолжение.

Ситуация
В компании М опрокинулся бетоновоз, были понесены прямые и косвенные убытки. Служба безопасности компании начала расследование инцидента. Так как автомобили компании оснащены системой спутникового мониторинга, то в первую очередь были проверены GPS треки бетономешалки и сверены фактические и плановые маршруты. Они совпадали, трек был записан постоянно и без пропусков, но бетономешалка опрокинулась в стороне от маршрута! Как она там оказалась, если она шла строго по маршруту и не отклонялась от него? А если отклонялась, то почему система GPS/ГЛОНАСС мониторинга этого не зафиксировала? Руководство компании обратилось в компанию АЙТОБ с просьбой помочь разобраться в ситуации.
После внимательного изучения GPS треков специалистами компании была найдена зацепка, которая после внимательного изучения фотографий места ДТП подтвердилась.
Схема мошенничества
1bm181016.jpg
Водитель миксера загрузившись товарным бетоном выезжал на запланированный маршрут, там он останавливался в заранее оговоренном месте, где сообщники быстро переподключали систему GPS ГЛОНАСС мониторинга на другой автомобиль, и он быстро уходил с маршрута, для того чтобы продать часть товарного бетона и разбавить его водой (подробней о схеме мошенничества читайте в этой статье). Второй автомобиль в это время не спеша двигался по установленному маршруту, который чётко фиксировала система слежения. В следующей, заранее оговоренной точке, телематический блок возвращали на место, и бетономешалка приезжала к клиенту.
Если бы не происшедшее ДТП, с участием миксера, то данная схема могла бы работать очень долгое время, так как диспетчер не фиксировал длительных стоянок, отклонений от маршрута и наступления других событий, на которые он обязан реагировать. Так как у диспетчера под наблюдением одновременно находятся десятки автомобилей, внимательно разглядывать поступающие телематические данные от каждого из них ему было некогда. Зная регламент работы диспетчеров, мошенники быстро меняли GPS ГЛОНАСС трекер, не создавая никаких событий, а значит поводов обратить на них внимание тоже не было.
Вывод эксперта
Эксперт GPS ГЛОНАСС рынка Коломенский Александр:
- Признаюсь, с такой грамотной схемой мы столкнулись впервые. Надо отметить, что с каждым днём схемы мошенничества и воровства становятся всё более изощренными и всё сложнее их становится зафиксировать и доказать умысел. Если лет пять-семь назад знаний водителей, подчерпнутых чаще всего из Интернета и при общении между собой, хватало лишь на вывод навигационно-связных приборов или их компонентов из строя методом вандализма - впрыскиванием кислоты, поливанием кипятком, ударами и обрывами проводов, а самые продвинутые из них оборачивали антенны фольгой, то в последние несколько лет всё чаще используются высокотехнологичные устройства создания помех на определённой частоте, так называемые "глушилки". Они создают устойчивые помехи на частотах работы GPS и ГЛОНАСС, а также GSM связи и машина "пропадает" из системы слежения на необходимое время. Отследить такие действия достаточно сложно, а доказать умысел водителя еще сложнее!
3bm181016.jpg
Современные открытые системы спутникового наблюдения, такие как "1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС GPS" позволяют не только фиксировать подобные схемы , но и оперативно вносить изменения в работу всей системы, учитывая различные события по каждому водителю и накапливая их в базе 1С. Статистика нарушений каждого водителя формируется в итоговую оценку и по результатам определённого периода - день, неделя, месяц, год руководство компании или управляющие фирмой делают выводы о применении поощрений или наказаний по каждому водителю. Данная система получила название ITOB: ECO DRIVE и она позволяет в короткие сроки расстаться с водителями, склонными к лихачеству, нарушению ПДД и плохому отношению к вверенной им технике. Кроме того что водитель постоянно продавал часть товарного бетона, чем наносил постоянный, но не очень значительный ущерб компании, он в погоне за легкими деньгами постоянно лихачил и нарушал требования по эксплуатации дорогой техники. Ведь ему нужно было обернуться как можно скорее, да еще и успеть установить обратно ГЛОНАСС терминал. Чем это закончилось мы знаем!
Миксеры, перевозящие бетон, имеют очень высокую склонность к опрокидыванию, так как в процессе вращения груши основная часть бетона распределяется по левой стороне миксера (при вращении по часовой стрелке). Таким образом центр тяжести распределяется неравномерно и находится высоко. Управлять такой многотонной (часто это более 20 тонн веса и больше) махиной надо очень аккуратно, медленно и плавно, но на практике мы видим совершенно другую картину. В погоне за лишним рублем водители превышают скоростной режим, часто даже не понимая, какие последствия могут наступить. Так как остановить бетоновоз моментально невозможно, а масса его огромна, при ДТП чаще всего наступают самые непоправимые последствия.
4bm181016.jpg
Крайний случай произошел во Владимире в сентябре 2016 - бетономешалка зацепив три автомобиля собрала еще девять припаркованных вдоль обочины и только по счастливой случайности никто не пострадал.
Возвращаясь к описанному выше случаю, отмечу, что система мониторинга транспорта четко фиксировала движение, стоянки и простои миксера, исправно передавала информацию о расходе топлива на сервер компании. У диспетчера действительно не было повода обращать на неё пристальное внимание, ведь визуально она находилась на маршруте и не отклонялась от него, расход топлива был в указанных пределах, а периодическое отсутствие данных о топливе списывалось на сбои системы мониторинга. К сожалению бетономешалки не были оснащены датчиками вращения бочки, что не позволяло фиксировать отсутствие вращения миксера.
Внимательно изучив поступающие данные нам удалось по GPS треку и отчётам вычислить приблизительную схему и передать данные в службу безопасности компании. После изучения фотографий места ДТП наши подозрения подтвердились, рядом с кабиной опрокинутого миксера валялся GPS ГЛОНАСС трекер, который не смогли вернуть на место и просто подбросили. Всех подробностей рассказывать я не стану, так как данная схема скорей всего работает не в одной компании и не стоит учить мошенников как избежать наказания."
Если вы руководитель или управляющий транспортной компании и вам необходимо знать о том, как зафиксировать или предотвратить подобные, или другие виды мошенничества и воровства связанных с перевозкой и доставкой, напишите или позвоните нам.
Узнайте больше о возможностях систем спутникового мониторинга, планирования маршрутов и транспортной безопасности от фирмы "АЙТОБ" или закажите бесплатную демонстрацию программы
тел.: +7 (495) 419 08 42
e-mail: info@itob.ru
сайт: www.itob.ru