Последние месяцы российских и польских грузоперевозчиков держали в напряжении неясные перспективы получения дозволов - разрешений на проезд по территория двух стран. В Калининграде сразу вспомнили нерешенные проблемы с паромной переправой. В начале ноября стороны договорились, и все успокоились. Про паромы можно забыть, а через год опять начнем волноваться из-за дозволов? В проблеме разбирался журналист "АиФ-Калининград".
Палки в колеса
Еще четыре года назад через Польшу в Калининградскую область поступало более 60% импортных товаров (прежде всего стройматериалов, продовольствия и товаров повседневного спроса). Сегодня через Польшу в Калининград везут продукты, комплектующие. Эксперты каждый раз предупреждают: малейшие перебои с их поставкой могут вызвать рост цен.
О количестве разрешений на перевозки в 2017 году профильные министерства РФ и Польши договорились: по 190,5 тысяч каждой стороне. Перевозчики признаются, что не ожидали быстрой развязки, ведь фон, предшествовавший встрече, ничего хорошего не обещал. Ежи Шмит, замминистра инфраструктуры Польши, сделал в СМИ много неприятных заявлений. Обвинял россиян в желании убрать польских перевозчиков со своего рынка. Якобы им здесь специально создают трудности.
"А нужно ли нам, чтобы российский транспорт имел свободу передвижения по Польше?" - задавался вопросом Шмит.
Вроде бы в РФ сделали нужные шаги для того, чтобы такие заявления не звучали. 29 сентября в Санкт-Петербурге с поляками согласовали Инструкции для контрольных служб и автоперевозчиков по требованиям к оформлению документов, чтобы сделать условия проезда их фур по РФ прозрачными и комфортными. Никто не хотел повторения февральской истории, когда истёк срок соглашения о дозволах. Стороны долго не могли договориться. Это грозило простоем производств и повышением цен.
Минтранс РФ накануне нынешней встречи с польскими коллегами распространил новость о договорённости о грузоперевозках с крупной европейской компанией DFDS, занимающейся паромными переправами.
"Автомобильные грузоперевозки из России в Европу осуществляются в том числе с помощью паромных линий. Минтранс РФ прорабатывает вопрос кратного увеличения объёмов таких перевозок. Это позволит отказаться от транзитных перевозок через Польшу в связи с нестабильной политикой польских коллег по обмену разрешениями, не позволяющей российским перевозчикам комфортно работать", - говорилось на сайте ведомства.
Где паромы?
Возможно, поэтому о дозволах договорились за день.
"Эти соглашения польским перевозчикам нужны не меньше, чем нашим, - комментирует Леонид Степанюк, депутат калининградской областной думы, гендиректор ООО "ДСВ Транспорт". - Но мы опасались политических сюрпризов с польской стороны. Однако там сильное транспортное лобби. Оно не позволит реализовать политические заявления в ущерб бизнесу. Объём дозволов достаточен".
Заявление о договорённости с DFDS эксперт назвал "достаточно авантюристским", потому что запустить паром на Калининград на чисто коммерческой основе трудно.
Перевозчики - за стабильный паром в Европу двумя руками. Но только на условиях государственного субсидирования. От переправы по линии Балтийск - Усть-Луга, существующей сейчас, им ни жарко, ни холодно.
В последнее время ходил один паром, и места на автотранспорт там не хватало, поэтому перевозчики и не пытались на него попасть. Паром малорентабельный, устаревший, скорость низкая. Новостей о строительстве трёх паромов, обещанных области властями, пока нет.
Отметим, что
в начале года в Калининградской области работало 1200 автотранспортных предприятий. У них было 10,5 тысяч фур, сейчас их почти на две тысячи меньше.
Автоперевозки переживают кризис: расходы растут, а тарифы и объёмы грузов - нет. В компаниях Польши на начало года насчитывалось 150 тысяч фур.
Фото: aif.ru