В Свердловской области идет строительство первых трех автоматизированных пунктов весового и габаритного контроля для большегрузных машин. До этого в регионе работали только те пункты, где необходимо присутствие человека, чтобы проверить фуру и при необходимости составить протокол. Теперь модернизированные устройства монтируются на серовской трассе, где наиболее высок автомобильный трафик. Они будут располагаться на подъезде к Березовскому, около Нижнего Тагила и перед Серовом.
К реализации этого проекта приступила одна из телекоммуникационных компаний: после победы в аукционе пришлось досконально изучить тонкости развития дорожной инфраструктуры.
- Все автолюбители не раз наблюдали такую картину: еле-еле тащится фура, которую нагрузили арбузами или овощами так, что чуть колеса не лопаются. Она собрала за собой огромную пробку, продавила асфальт, создала колею, - говорит Вадим Макаров, директор екатеринбургского филиала компании. - Система интеллектуального весогабаритного контроля позволит проводить комплексную проверку всего транспорта, фиксировать нарушения.
Новые пункты контроля полностью автоматизированы. Зона мониторинга состоит из П-образной рамы шириной 17 метров, на которой размещена система фото- и видеофиксации. Камеры и лазерные 3D-сенсоры считают номер грузовика, определят его габариты так, что можно посчитать и нагрузку на каждую ось. А оборудование, фиксирующее весовые параметры, находится под всем полотном дороги, а не под какой-то отдельной полосой, то есть объехать датчик фура не сможет. Такие пункты обеспечивают стопроцентный охват автомобильного потока без остановки, круглосуточно и круглогодично.
Однако самое интересное начинается с передачи полученных данных. В онлайн- режиме они по защищенным каналам связи направляются в центр мониторинга и ГИБДД, которая в случае нарушения наложит на хозяев машины немалый штраф. Если речь идет о весогабаритном пункте на оживленной трассе недалеко от города, то данные могут передаваться по оптическим каналам или с помощью беспроводной радиорелейной связи.
- Кроме того, всегда есть и второй вариант: если пункт стоит в отдаленном месте, то полученную информацию можно записывать на носитель и, допустим, раз в сутки переправлять на центральный пункт сбора данных, - поясняет Макаров.
Сегодня около 30% грузовиков нарушают весовые нормы. По данным Росавтодора, на дорогах страны ежемесячно фиксируется от 100 до 200 тысяч случаев перевесов, что приводит к ущербу, исчисляемому миллиардами рублей. Так, по вине тяжеловесов в 2015 году пришлось проводить внеплановый ремонт 20 мостов.
- Транспортное средство с полной массой более 40 тонн наносит дороге ущерб, сопоставимый с проездом тысячи легковых автомобилей. Система интеллектуального весогабаритного контроля позволит нам постепенно снизить количество сверхнормативного транспорта, проезжающего без соответствующего разрешения и компенсации, до среднеевропейского уровня - 2-3%, а в дальнейшем и полностью исключить подобные нарушения, - отмечают в министерстве транспорта и связи Свердловской области.
На обустройство одного пункта уходит примерно месяц. Стоимость трех, установленных в серовском направлении, - 58 миллионов рублей.
Фото: icasi.ru