Болотный мульчер, рассчитанный на работу в тяжелых условиях Западной Сибири, разработали специалисты "Строительно-монтажного управления-9" в Тюмени. Машина приспособлена к работе на слабых грунтах заболоченных участков и способна быстро и эффективно выполнять расчистку как лесосек, так и просек противопожарного назначения, работать под ЛЭП и расчищать полосы отчуждения трубопроводов.
Мульчер - это самоходная машина, которая предназначена для измельчения любой растительности, как кустарника, так и пней, валежника, деревьев. Мульчер может быть, как колесным, так и гусеничным. Измельчать кустарники и деревья ему помогает специальная фреза и прочее оборудование, навешиваемое на шасси-энергоноситель.
При движении вперед фреза наклоняет с помощью гидравлического прижима кустарники и деревья, которые затем попадают в ротор, оснащенный специальными резцами, и перемалываются до состояния щепы. Остатки веток, кусты и пни срезаются и измельчаются при этом до уровня почвы и равномерно распределяются на поверхности земли. При движении назад ротор собирает оставшиеся ветки и окончательно измельчает перемолотую биомассу в более мелкую щепу, препятствующую быстрому появлению порослевого возобновления.
Тюменский мульчер может работать в условиях даже сильной заболоченности и самых труднодоступных местах, и за одну смену обработать несколько десятков гектаров и превратить древесину, пни, порубочные остатки и кустарники в щепу, которая в дальнейшем станет удобрением почвы. Разработчики намерены завершить его доработку и провести испытания до ноября 2017 года.
По мнению специалистов, тюменская разработка обойдется почти в четыре раза дешевле аналогичных машин зарубежного производства - их цены колеблются в районе 20 млн рублей.
Аналогичную задачу уже решили в соседнем Ханты-Мансийском автономном округе - там работает построенный сургутской компанией ТРОМ-8 мульчер на базе колесного плавающего снегоболотохода Тром 8, который строится в количестве 20 машин в год. Болотоходный мульчер предназначен в первую очередь для операторов линейных объектов - ЛЭП и трубопроводов, для которых требуется регулярно расчищать зарастающие кустарником просеки и полосы отчуждения.
Плавающих болотоходных мульчеров больше нигде в мире не существует, поскольку для уничтожения деревьев обычно требуется массивная техника.
Мульчеры всех представленных на российском рынке зарубежных фирм предназначены для работы на твердых грунтах, в крайнем случае могут преодолевать грязь и лужи - болота такой технике противопоказаны. Поэтому в непроходимых заболоченных местах зимой строят дороги-зимники и организовывают ледовые переправы через реки к местам выполнения работ, требующих мульчирования древесно-кустарниковой растительности. Затем, в самые холодные периоды зимы, на место выполнения работ пригоняют импортные мульчеры, и выполняют работы, насколько позволит снежный покров. Весной, после схода снежного покрова, на место зимних работ высылают пешком бригаду лесорубов, которые вручную доделывают несделанное техникой - спиливают пни, торчащие над землей, утилизируют пропущенные машиной стволы и валежник. При таких условиях тяжелая импортная техника может работать всего лишь 2-3 месяца в году.
Сургутские предприниматели взяли за основу свой плавающий снегоболотоход, который производится уже 7 лет и выпущен в количестве 90 машин. На базе удачной конструкции была сконструирована целая линия снегоболотоходной спецтехники, которая включает в себя буровые установки собственного производства, плавающий экскаватор, машина для строительства ледовых переправ, а теперь ещё и универсальную машину для мульчирования древесно-кустарниковой растительности.
Машина имеет ряд интересных конструкторских решений, являющихся уникальными и значительно снижающих энергозатраты. Важно, что многие комплектующие производятся в России, а часть важных элементов - непосредственно в Сургуте. Сегодня производство в Сургуте оснащено многими необходимыми станками, хотя некоторые детали приходится заказывать в других регионах страны и за границей. Диски льют в Вологде, комплектующие для гидравлики заказывают в Москве и Санкт-Петербурге, а колеса по индивидуальному заказу и специально разработанной пресс-форме изготавливают в Китае.
Большим достижением было создание совершенно новой мульчерной навески для уничтожения стволов деревьев на корню. Дерево не падает на землю, а прямо в стоячем положении превращается в щепу.
Такой принцип уничтожения сокращает энергозатраты в несколько раз - для переработки одного кубометра древесины нужно намного меньше топлива, сокращается и время уничтожения деревьев - дерево с диаметром ствола до 25 см превращается в щепу за 15-20 секунд.
Уникальность машины Тром-8 и в её проходимости - там, где вся остальная техника уже не проходит, вступает в бой этот мульчер. Мульчер на базе снегоболотохода способен преодолевать болота и реки, снежный покров любой глубины, работать в лесу, не повреждая почву. Он прекрасно плавает, на нем неоднократно пересекали во время половодья Иртыш, а это дистанция более 1 километра.
Фото: lesvesti.ru