← Автомобильные грузоперевозки

"Если запустить систему полностью, цены подскочат на 50 процентов!"

Митинговую весну в Казани продолжит 2 апреля акция водителей большегрузов. Исполком согласовал проведение казанским объединением перевозчиков митинга против системы "Платон", хотя и не там, где просил организатор, - в Дербышках вместо сквера Тинчурина.

...Постановление "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам... транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" было принято правительством Дмитрия Медведева еще в 2013 году. Но введение "Платона" (по распространенной версии, это название означает "плата за тонны") - системы взимания этой платы с большегрузов - пришлось отложить в связи с протестами транспортников по всей стране. По этой же причине, когда "Платон" в конце 2015-го все же был введен в действие, тариф оказался существенно ниже первоначальных аппетитов: вместо 3,73 рубля за километр дороги - 1,53 рубля...
Но волна возмущения нововведением не схлынула. Тем более что система "Платон" сразу после введения в 2015 году стала объектом исследования, опубликованного Алексеем Навальным. Из него следовало: оператором и концессионером (т.е. выгодоприобретателем) этой системы правительство РФ без конкурса назначило ООО "РТ-Инвест Транспортные средства", основным владельцем которого является сын Аркадия Ротенберга - миллиардера и личного друга Владимира Путина.
В марте 2016-го по время визита в Казань уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова член Объединения перевозчиков Казани Владислав Абрамов констатировал:
- Сегодня создалась такая парадоксальная ситуация, что все деньги, собранные с перевозчиков, идут на оплату концессионеров. 12 миллиардов в год! По-нашему, система создана сама для себя! На одну чашу весов поставлены интересы концессионеров, на другую - десятки, а может, сотни тысяч предпринимателей...
А год спустя, 24 марта 2017-го, Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому с 15 апреля плата за километр в системе "Платон" поднимется до 1,91 рубля.
Однако, заявил "Вечерней Казани" перевозчик из Альметьевска, член координационного совета российской ассоциации "Дальнобойщик" Андрей Лукин, митинг перевозчиков, назначенный в Казани на 2 апреля, - не только против повышения тарифа:
- Мы свое отношение к "Платону" сформулировали сразу, в 2015 году: мы вообще против этой системы. Ее негативное действие уже видно. Много людей уходят из бизнеса в нашей сфере грузоперевозок. Разрушаются экономические связи между регионами, потому что сейчас невыгодно возить из Центральной России на Урал и Дальний Восток, и там уже переключаются на поставки из Казахстана и Китая... И, естественно, цены в магазинах сильно подскочили и еще подскочат. Это при том, что сейчас по системе еще не платят очень много перевозчиков.
- Сколько, по данным вашей ассоциации, не платят?
- Больше 50 процентов! Они зарегистрированы в этой системе, но обходят ее. Потому что просто считают ее несправедливой. Ведь мы сегодня уже платим транспортный налог и топливный акциз, а ни в одной стране мира нет такого, чтобы за одно и то же платить три раза!
Говорят, в Европе - платные дороги... Но там платят транзитные грузовики, и протяженность всей платной трассы сравнима, например, с километражом только одного региона России, а представьте, какая протяженность трассы у нас получается в масштабах страны!
- Пока, говорят, до штрафов за неуплату в системе "Платон" доходит редко, но у власти есть намерение это исправить...
- Штрафы взимаются не со всех и не везде. В Москве работают несколько рамок (считывающие устройства, регистрирующие проезд большегрузов в системе "Платон". - "ВК"). В Казани и по Татарстану они уже есть, но еще не все работают... Думаю, власти градус социальной напряженности тестируют и все же не рискнут запустить систему полностью. Ведь если, как они хотят, поднять штрафы до 50 тысяч рублей (сейчас - 5 тыс. руб. - "ВК") и начать тотальный контроль - цены в магазинах подскочат уже не на 5 - 10 процентов, а на 50 процентов по некоторым видам товаров... Это введение "Платона" - антинародное, потому что по Конституции России запрещается принимать законы, ухудшающие жизнь населения! И если эта система заработает в полную силу, то у перевозчиков заберут последние средства к существованию, и они будут бастовать уже серьезно.
- Какова цена "Платона" для одного перевозчика?
- При цене рубль девяносто за километр затраты на один автомобиль в год - до 400 тысяч рублей! И без этого тяжело, уже нет возможности для развития, потому что очень сильно подорожало топливо, а с апреля акциз поднимется еще на 30 процентов... Вот сравните: в 2008-м бензин стоил 8 рублей, а сейчас - почти 40; с учетом  стоимости нефти тогда и сейчас (среднегодовая цена российской нефти за 2008-й составляла 94,4 доллара за баррель, за 2016-й - 41,9. - "ВК") это просто необоснованное повышение.
Понятно, что бюджету нужны деньги... А просто воровать меньше нужно! Вот в прошлом году в Татарстане было выделено несколько миллиардов рублей на ямочный ремонт... По ГОСТам, отремонтированная дорога должна прослужить четыре года, в нашем случае они и года не прослужили - опять ямы открылись!
Деньги непонятно куда уходят, вот с этим надо бороться, а они все прибавляют платежи и прибавляют. Но даже если в сто раз прибавят, им денег не хватит! Потому что значительная часть средств просто разворовывается.
- Какую реакцию властей вызвало собрание перевозчиков на объездной дороге Казани 27 марта, которым вы поддержали всероссийскую акцию протеста против "Платона"?
- Это было просто собрание, но власти отреагировали так, будто это был митинг. Тех перевозчиков, которые там давали интервью СМИ, вызывают в полицию. Мы объясняем, что просто общались с журналистами, а нам говорят: значит, вы организаторы митинга! Ну просто бред сивой кобылы! Вот мне сегодня звонили из полиции: придите, нужно взять у вас объяснение. Я ответил: "Вызывайте повесткой, приеду, а без повестки - не считаю нужным. Я ничего противоправного не совершал".
- Как вы думаете, почему исполком Казани митинг 26 марта за отставку Дмитрия Медведева согласовывать отказался, а митинг перевозчиков согласовал?
- Акция по "Димону" касалась первых лиц России, это очень серьезно. А перевозчики, как считают многие, обсуждают лишь свои профессиональные проблемы... Но сегодня и от перевозчиков все больше слышны требования политические, потому что то, что делает законодательная и исполнительная власть, порой противоречит Конституции. Мы ведь уже в 2015 году сказали: ""Платон" должен уйти вместе с правительством!" Кстати, многие перевозчики были и на акции 26 марта. Потому что коррупция - это то, что убивает нашу страну, и это волнует всех, независимо от социальной и профессиональной принадлежности...
Фото: evening-kazan.ru
Вечерняя Казань