"Всероссийская стачка" грузоперевозчиков, недовольных Платоном, обернулась беспорядками в южных регионах страны. В Дагестане зафиксированы случаи повреждения транспорта, принадлежащего крупным официальным компаниям, и избиения их водителей. Эксперты замечают, что протестуют представители "серого" бизнеса, их уход с рынка не принесет особых проблем, а всю нагрузку с легкостью возьмут на себя транспортные компании. Денис Тюркин поговорил на эту тему с 46-летним саранским дальнобойщиком Сергеем Авдюшкиным, который работает на частного предпринимателя и ездит на 13-летнем "американце" "Вольво ВиЭнЭль".
Бунт
- Нахожусь в Перми (разговор проходил 12 апреля - "С"), здесь спокойно. В Дагестане, говорят, колеса режут, тенты (прицепов и полуприцепов - "С") вскрывают: Кто? Ну, местные ребята:
"С": Для чего? Чтобы поддерживали забастовку?
- Ну да, чтоб не работал никто. Чтоб как встал, так и стой. Вроде, если выедешь в рейс, колеса порежут. Недавно в Москве так пугали. Когда слух пошел о массовых протестах. МЧС даже рассылку на телефоны делало, мол, будьте бдительны, возможны провокации. Я в эти дни находился в Москве, но обошлось, ничего подобного не было. Сейчас, насколько знаю, дальнобой лютует на югах. Ну в Дагестане, например: Бастуют сильно. Там же перевозок почти нет, чего там перевозить? Вот они за копейки в Москву едут, выполнят какие-то заказы, а потом опять ищут рейс домой. Не слишком выгодное у них дело, короче. Поэтому они в большей степени и взбунтовались. Кому хочется больше платить?! Но люди, которые выдвигают требования по отставке Правительства,?- это чудаки какие-то. Полный дебилизм. Довыступаются так, Путин посмотрит на все это и издаст указ грузовики старше 10 лет на линию не выпускать. И поедем мы все под болгарку. А потом - в Набережные Челны, брать в кабальный лизинг, который замучаешься выплачивать, новые КамАЗы. Поддержим отечественного производителя!
"С": А в Поволжье что происходит? В Москве?
- Ну в Рязани видел: машинки стояли недельки две назад. С флагами там, с плакатами какими-то: Немного, штук 15. Возле трассы. Сейчас и того меньше осталось. Власти в долгу не остаются. Одного активиста в Питере, говорят, чуть родительских прав под шумок не лишили. У другого водительское удостоверение отняли:
"С": Что говорят коллеги, такие же частники, как ты?
- Злятся. "Платон" - обдираловка. Люди только успели привыкнуть к этим полутора рублям за километр, а тут планируется очередной рост: При этом цена на солярку поднимается, на запчасти - тоже. Просто тупо зажимают нас! Хотели после введения "Платона" убрать транспортный налог - не сделали этого:
"С": Погоди, как не сделали? В прошлом году приняли постановление о субсидировании части транспортного налога. Мол, сколько заплатил "Платона", столько и вычтут:
- Да-да, слышал что-то такое, но не вникал полностью, не разбирался: Парень один у нас со стоянки ездил в налоговую, что-то ему возместили или меньше он заплатил - не помню: Вообще, в теме субсидирования шеф разбирается. Он и за "Платон" платит. Прибора в моей машине нет, через "Личный кабинет" в Интернете оплачиваем.
Деньги
"С": После введения "Платона" твоя зарплата как-то изменилась?
- Немного снизилась. Владелец грузовика вычитает у меня из зарплаты часть потраченных на "Платон" средств. Например, за рейс в Москву туда-обратно- 300 рублей. Это как бы мне по карману не сильно бьет, и шефу полегче: Не знаю, все ли так водители работают или не все, не разбирался.
"С": Зарплата, говоришь, снизилась. Может, за перевозки грузоотправитель стал больше платить?
- Тут есть такой момент, знаешь: Мы, водители, можем не знать окончательную цену из-за диспетчеров, которые тоже находят для нас рейсы и чьи услуги тоже стоят денег. Я слышал, что с введением "Платона" некоторые заводы-грузоотправители стали накидывать по тысяче рублей к окончательной цене, но из-за диспетчеров, как понимаю, это до нас не доходит. В прошлом году скандалы случались на этой почве. Мы, водители, узнали, что один из заводов оплачивает простой свыше четырех часов. А диспетчеры об этом не говорили, получается, забирая эти деньги себе. В общем, в нашем бизнесе помимо "Платона", проблем хватает:
"С": Твой шеф как оценивает идею "Платона"?
- Обдираловка, говорит.
"С": Но платит:
- А куда деваться?! Он с самого начала платит.
"С": Что сам думаешь по поводу "Платона"? Если подойти к делу объективно, то вы, дальнобойщики, зарабатываете на дорогах. И разрушаете их. Сколько перегруза по России ездит! Поэтому логика вроде есть: зарабатываешь на дорогах - будь добр, плати больше других на их содержание.
- Ну так-то да: Ноесть дороги, которые стоят десятилетиями, а есть те, что каждый год ремонтируют, ямы латают. Накидают асфальт, лопатой пришлепают - и все. Почему не сделать качественно, чтоб служило долгое время? Сам знаешь, как езда по разбитым направлениям на психику давит. Когда сидишь, трясешься, держась за руль, и при этом знаешь, что такая дорога еще на многие километры впереди:
"С": Хочешь сказать, что ты не против платить, но важно, чтобы деньги шли на ремонт и строительство трасс, а не куда-то еще?
- Именно! Чтоб не разворовывали! А то надоело смотреть по ТВ на то, как дорожные магнаты с бабами гуляют где-то, тратят по 100 тысяч рублей за ночь в гостинице. На чьи деньги, спрашивается?!
Перегруз
"С": Но согласись, что перегруз - огромная проблема для наших дорог. Водители знают, что нарушают, но при этом требуют качественных трасс. Парадокс.
- Есть такое дело. Но сейчас, как мне кажется, ситуация исправляется. Рамок по трассам наставили, весовой контроль усилили. Да и некоторые грузоотправители к делу стали подходить правильно. Устанавливают собственные весы, взвешивают пустую машину, учитывая запас топлива, и грузят ровно столько, чтобы не вышло за пределы нормы. Штамп ставится в транспортной накладной, что я уже весы прошел. Диспетчеры ищут загрузки, исходя из технических характеристик машин. Мне вот сейчас сказали, что есть загрузка стройматериалами, но велика опасность, что не пройду весы, поэтому смотрим другие варианты.
"С": То есть грузоотправители пытаются бороться с проблемой, которую сами во многом и создали?
- Ну да. Видимо, им штрафы пошли из Татарстана. Там же не только на водителя накладывается взыскание. Заводу высылают тысяч на 300-400. Вот они и зачесали репу. Но не все. В Самаре, например, есть предприятие, где даже на проходной висит объявление "Меньше 22 тонн не грузим". То есть это гарантированный перегруз.
"С": Какие у тебя в целом ожидания от работы? Дальше будет хуже или лучше?
- Да останется так, как есть. Будем платить. Но я бастовать пока не буду!
Фото: stolica-s.su