← Автомобильные грузоперевозки

"Заставят платить - буду искать другую работу"

Заканчивается первый месяц бессрочной всероссийской забастовки дальнобойщиков против системы "Платон". В Курганской области дальнобойщики также присоединились к акции, но "простоять" без работы у многих получилось лишь одну-две недели - дальше стали душить кредиты и обязательства. В Зауралье грузоперевозчики решились на иную тактику - пойти на разговор с местными властями.

В Шадринске корреспондента встречает региональный координатор "Объединения Перевозчиков России" Николай Зверев.
"ОПР" возникло в ходе борьбы за права грузоперевозчиков в ноябре 2015 года и стало основным организатором протеста против системы взимания платежей "Платон".
Сам "Платон" был создан для сборов с транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, за причиненный ущерб федеральным дорогам. По словам Николая, устанавливать систему никто из грузоперевозчиков Курганской области не спешит: дальнобойщики считают сборы необоснованными.
Мы едем по улицам Шадринска, и Николай показывает в сторону частных домов по обе стороны дороги: у каждого десятого припаркована фура. "Вот машины стоят, вон там стоит фура: Так можно целый день ездить по городу", - кивает он на очередной грузовик, припаркованный у дома.
5.jpg
Всероссийская стачка для Курганской области началась с собраний 260 перевозчиков в трех городах: Кургане, Шадринске и Шумихе. "Мы встали, как вся Россия, и на общем собрании решили подготовить обращение к губернатору области (Алексею Кокорину) о создании рабочей группы, чтобы рассмотреть наши наболевшие вопросы. Всего в области около 6 тыс. машин, которые попадают под "платонизацию"", - поясняет он.
По мнению Николая, собирать деньги могли и за счет существующего акциза на топливо, однако вместо этого была создана непрозрачная система "Платон". "Есть акциз, увеличьте администрирование на собираемость - там потери, недобор порядка 140 млрд рублей! В итоге мы тут не можем собрать и создаем еще одну систему. Но и ее не довели до логического конца. Не проще ли сделать один понятный сбор с четким администрированием, и деньги уйдут куда нужно?" - рассуждает он и добавляет, что внедрение "Платона" - это либо чья-то "гигантская ошибка", либо "здесь есть коррупционная составляющая".
"Я принципиально уверен, что она (система "Платон") не нужна, она непрозрачная: там какой-то коммерческий счет, сколько денег и куда они уходят, не видно", - говорит водитель и сворачивает на небольшую базу, где припаркованы четыре фуры.
Рядом с одним из них - Дмитрий Ошурков. Дальнобойщиком он стал, сменив легковушку на "МАЗик", когда два года назад бывший работодатель не выплатил зарплату. За это время Ошурков "намотал" около 150 тыс. километров в Челябинск, Екатеринбург, ХМАО и ЯНАО, перевозя стройматериалы и металл. Но несмотря на то, что ездит по России, устанавливать систему "Платон" Дмитрий категорически отказывается.
4.jpg
К забастовке водитель присоединился на полторы недели. "Простоял, сколько смог", но съемное жилье и двое маленьких детей не позволили протестовать дальше. "Немного денег заработаю на ремонт, топливо и на "покушать", и дальше работать. И вот представьте, что деньги, на которые семью кормлю, нужно будет отдать сами знаете кому! При этом в Европе сначала сделали дороги и берут плату за проезд, а у нас сначала собирают, а потом, мол, сделают. Ставить "Платон" я не собираюсь, а если принудительно заставят, поставлю его (кивает на "МАЗ") и другую работу буду искать", - говорит Ошурков.
Более опытный предприниматель Игорь Бурмистров видит для себя лишь один выход - работать за границей.
Пять лет назад они вместе с женой и сыном открыли ИП, купили машины и стали заниматься грузоперевозками. Дела шли в гору: за свой счет даже помогали обустроить мототрассу в Шадринске. Но с появлением "Платона" думают теперь только, как платить по кредиту. Подключаться к системе Бурмистров также не собирается. Вместо этого готовит документы, чтобы возить грузы из Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана (там подобных "Платону" систем нет).
3.jpg
"Сначала я думал, что ее (систему) введут и отменят. А как начали прижимать - это уже неприемлемо для нас: все машины кредитные. Я "Платону" должен буду отдать денег больше, чем я плачу зарплату водителю. За акциз, если его повысят, я готов платить - все равно без солярки никуда не поедем, а здесь - вообще не понимаю", - рассуждает Бурмистров.
Он, как и многие, постоял в знак протеста около недели, но долг по кредитам за технику в 9 млн рублей не дает дальше участвовать в забастовке. "Мне банк не скажет: "Ребята, раз у вас забастовка - не платите!" В этом году я свой транспортный налог в 48 тыс. рублей закрыть не могу - я просто не справляюсь.
Если "Платон" в полную силу заработает, нам придется машины за бесценок продавать, сворачивать то, к чему я десять лет шел, и возвращаться опять к нищете", - делится предприниматель.
О сложностях, с которыми сталкиваются водители, которые все-таки зарегистрировались в системе и поставили датчики, шадринские дальнобойщики знают лишь с чужих слов. "У меня брат попался под Тюменью, его остановила полиция и передала документы инспектору "Платона". Тот хотел оштрафовать, но брат просто разругался с ними и уехал", - признается Бурмистров.
2.jpg
С Николаем Зверевым мы выезжаем в сторону Кургана по недавно отремонтированной трассе. "Видишь дорогу? Ее строили в прошлом году. Но проектом не предусмотрены места для стоянки автомобилей, а нам говорят, нужно соблюдать режим труда. Но как, если нет инфраструктуры?" - спрашивает Зверев и показывает на кафе рядом с трассой. Площадка рядом с домиком, изрытая колесами тягачей, сейчас немного подсохла. "Как человек в кафе, продавая тарелку супа, заработает на полосу торможения, полосу разгона, площадку по нормативам? Здесь нужна площадка по ГОСТу, в строительстве могло бы участвовать государство, но трасса уже построена. Зато есть ответвления в поле и лес, где даже нет населенных пунктов. И кто ее проектировал?!" - критикует шадринец.
Проблемы весогабаритного контроля и создание инфраструктуры для отдыха водителей - эти вопросы, как и отмену "Платона", грузоперевозчики планируют обсудить в рамках созданной по инициативе областного департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики рабочей группы.
Заместитель губернатора, директор департамента Александр Константинов пояснил журналистам Znak.com, что эта рабочая группа будет рассматривать все вопросы, поднятые предпринимателями. Но, по его мнению, разговор о стоимости перевозки "должен идти с теми, у кого эта стоимость лежит в конечном продукте".
"Если бы передо мной были промышленники и они задавали вопрос, почему так дорог "Платон": Но когда его задает перевозчик, сразу возникает вопрос: что это за груз и для кого вы везете, раз на него легла стоимость перевозки? Ведь эта стоимость заложена в продукте, ее должны компенсировать", - говорит Константинов.
Он считает, что в данном случае перевозчики не работают в цепочке с предприятиями и торговыми сетями. "Нашим перевозчикам предложено создать ассоциацию, которая не просто будет выполнять перевозку, а будет брать на себя обязательства и тем самым могли бы заместить парк автоперевозок. Ведь у любого промышленного предприятия есть свой автопарк. Мы организуем им встречу", - добавил он.
1.jpg
Сначала планируется определить, что это будет за объединение, кто туда будет входить и какие инструменты будут предлагаться, включая конкретные формулы расчета стоимости по доставке грузов в заданных направлениях. "И только с этим готовым предложением мы выйдем на промышленные предприятия", - рассказал он. На вопрос, планируется ли выходить на федеральный уровень для отмены системы "Платон", Александр Константинов ответил, что автомобильный сегмент рынка никуда не уйдет, но "грузоперевозчикам придется измениться". "Мое мнение: прозрачнее (по сравнению с повышением акциза) будет система "Платон". Сейчас "Платон" собрал деньги и построил где-то мост, а водитель спрашивает: "Почему там?" Он хотел бы, чтобы те дороги, по которым он едет (он же их и разрушает), были в хорошем состоянии завтра. Если все дорожные дела оставлять в акцизе, мы никогда не увидим, кто что сделал. А мы бы хотели иметь эти вещи прозрачными", - ответил Константинов.
По данным официального сайта системы взимания платы "Платон", в 2016 году на собранные средства по решению правительства России отремонтировано более 1 тыс. километров дорог, в 2017 году восстановлено 24 аварийных моста, а до 2019 будет построено еще 7 новых мостов.
К слову, на карте системы в отношении Курганской области не сделано никаких пометок, а, значит, за счет сборов "Платона" ремонт в регионе не проводился.
Первоначально тариф за один километр пути по федеральным трассам планировался в сумме 3,73 рубля, однако после начавшейся в ноябре 2015 стачки грузоперевозчиков льготный тариф снизили до 1,53 рублей. С 15 апреля 2017 года плата вновь выросла до 1,9 рубля за километр пути.
Фото: Алёна Кононова