Ещё до начала взимания платы за проезд по федеральным трассам с большегрузов дальнобойщики по всей стране начали выступать против "Платона". Куряне также участвовали в акции протеста "Улитка" и даже собирались блокировать на фурах МКАД. Очередную волну протеста вызвало недавнее повышение тарифов.
Напомним, система сбора платы за проезд грузовиков весом свыше 12 тонн по федеральным трассам "Платон" действует с 15 ноября 2015 года. Изначально чиновники планировали брать 3,73 рубля за километр, но после протестов перевозчиков тариф снизили до 1,53 рубля. При этом в марте 2016 года его планировали поднять до 3,06 рубля.
За неуплату дальнобойщикам грозили внушительные штрафы - 450 тыс. рублей за первое нарушение и 1 млн. - за повторное. По расчётам властей, "Платон" должен был собирать около 40 - 50 миллиардов рублей в год. Эти средства планировали тратить на ремонт федеральных трасс.
Кормят и свои, и чужие
- После наших протестов тариф не стали поднимать и оставили 1 руб. 53 коп. Штрафы снизили до 5 тысяч. А с 15 апреля 2017 года размер платы был проиндексирован на 25% и теперь составляет 1 руб. 90 коп. за километр. Дальше думаем, ещё поднимут, - поясняет "КИ" председатель курской ассоциации автомобильных перевозчиков Сергей Бабаскин.
27 марта курские дальнобойщики на 70 грузовиках провели акцию протеста и остановили работу. Но тогда, по их словам, никто на это не обратил внимания. Поэтому с 21 апреля они начали стоячую забастовку на объездной. Перед этим уведомили полицию. Сейчас на трассе М2 "Крым" около 20фур, здесь водители спят, обедают и купаются. Продукты им привозят друзья и коллеги, которые продолжают работать, и даже незнакомцы.
- Мы работаем по безналичному расчёту через предприятия. У всех ООО, ИП, нам деньги платят минимум банковских 10 дней. А некоторые организации и вовсе через 45. Но чтобы выехать, надо сначала найти деньги, заправиться, заплатить за "Платон",
- говорит Константин Шуваев.
По замыслу Росавтодора, расходы на "Платон" водителям компенсируют за счёт снижения оплаты транспортного налога. По данным ведомства, по итогам 2016 года сумма налогового вычета для зарегистрированных в Курской области грузоперевозчиков составила 89,3 млн. рублей. Льготу получили все владельцы грузовиков, работающих в системе "Платон". Фактически перевозчики были освобождены от уплаты транспортного налога, если сумма перечисленных ими сборов в дорожный фонд страны за проезд по федеральным трассам превысила или была равна сумме налога. Кстати, выпадающие доходы от налоговой льготы в декабре прошлого года в полном объёме были компенсированы региону из федерального бюджета за счёт сборов системы "Платон".
Однако сами перевозчики говорят, что затраты на "Платон" больше, чем транспортный налог. По их словам, за одну фуру налог составляет 30 тысяч рублей в год, а за "Платон" - примерно 240 тысяч рублей (при пробеге 120 тысяч километров).
И акцизы тоже
Кроме того, курские дальнобойщики говорят, что платят немалые суммы за акцизы, заложенные в стоимость дизеля. По их подсчётам, за год выходит где-то ещё лишних 280 тысяч рублей (с 40 тонн топлива).
- Когда акцизы вводили в 2011 году, обещали, что дороги за эти деньги отстроят. Теперь вот "Платон", дорог хороших нет. Непонятно, куда и на что идут деньги, система непрозрачная.
Машина моя полгода стоит, она сломана, нет денег починить. Стоит всё дорого, в долг никто не даёт по нашей жизни, запчасти иностранные, а курс рубля какой?
Молодые в наше дело уже не идут. Невыгодно, - возмущается один из мужчин.
По информации Росавтодора на декабрь 2016 года, сборы в дорожный фонд страны от системы превысили 22 млрд. рублей. Все эти средства направлены на ремонт самых проблемных дорог и аварийных мостов, восстановление которых без "Платона" было бы невозможно в ближайшее десятилетие. Правда, о каких именно участках идёт речь, не уточнялось.
Тем временем куряне сообщают о том, что подобные забастовки проходят не только у нас, им известно о протестах в Белгороде, Орле и Воронеже.
По словам Бабаскина, 2 мая бастующих ждут чиновники областной администрации и готовы их выслушать. От этой встречи будут зависеть дальнейшие действия водителей.
Бороться за свои права дальнобойщики планируют до полной отмены "Платона".
Фото: kursk-izvestia.ru