В логистике появился главный тренд на ближайшее будущее - перевозка товаров с помощью беспилотных летательных аппаратов. Причем у России есть все шансы через 4-5 лет стать мировым лидером на этом рынке. Так почему новый тренд в логистике никак не перейдет к этапу реализации?
- В России стремительно растет рынок экспресс-доставки. В 2016 году спрос на оперативную перевозку товаров увеличился на 12 процентов, и на данный момент это самый быстрорастущий сегмент рынка. Основным драйвером его роста выступили электронная коммерция и B2C-сегмент, то есть доставка частным лицам. Если раньше обычным сроком доставки товаров из интернет-магазинов клиенту в рамках одного города считалось один-три рабочих дня, а в регионы - 14-20, то сейчас для любителей онлайн-покупок стала актуальной доставка в тот же день или так называемый overnight - на следующий день. Средний срок экспресс-почты из Москвы в регионы составляет 1,7 дня. Если же говорить о доставке продуктов или онлайн-заказов из ресторанов, то он еще меньше - 45-60 минут по городу. И по этой причине в логистике появился главный тренд на ближайшее будущее - перевозка товаров с помощью беспилотных летательных аппаратов. Причем у России есть все шансы через 4-5 лет стать мировым лидером на этом рынке.
Одним из первых разработчиков "почтовых" беспилотников стал популярный американский интернет-ритейлер Amazon, запустивший тестирование доставки дронами еще в 2013 году, максимальное время их перевозки в дальние точки города составляла 30 минут. Крупнейшая международная логистическая компания DHL в том же 2013-м провела первые летные испытания "почтовых" дронов в Германии. К началу 2017-го организация произвела уже 130 экспериментальных доставок. Другая логистическая компания - UPS - в феврале 2017 года провела полевые испытания по перевозке товаров с помощью квадрокоптеров и специального "почтомобиля". Вспомним и Wings от Google - проект разработки автоматизированных беспилотников и сервисов для их использования. Он был запущен еще в 2012-м, но на данный момент заморожен из-за того, что разработчики не смогли договориться об условиях доставки с потенциальными партнерами. В мировой практике есть и другие примеры использования "почтовых" дронов, но на данный момент все эти проекты находятся на этапе тестирования. Исключением является американская компания, основанная в 2012 году и к октябрю 2016-го сумевшая запустить полноценную доставку образцов крови и медикаментов на квадрокоптерах в африканской Руанде. К началу нынешнего года компания имела уже целый флот из 150 дронов и рассчитывала в ближайшей перспективе достичь 50-150 отправлений в сутки. В будущем разработчики планируют вывести проект на мировой рынок, в частности запустить его в других африканских странах и использовать дроны для доставки крови и медикаментов в США. В России тоже активно проводятся летные испытания "почтовых" беспилотников. Так, в июне 2014 года сеть пиццерий организовала в Сыктывкаре доставку продуктов дронами. Но через неделю местные власти пригрозили компании штрафом за незаконное использование воздушного пространства, а создателя проекта оштрафовали на 50 тысяч рублей за грузоперевозки по воздуху без лицензии. Такая же акция была организована в Самаре в 2016-м. А в сентябре 2015-го в четырех московских парках на дронах производилась доставка сим-карт сотового оператора. Все три проекта осуществлялись совместно с компанией, начавшей разработку "почтовых" квадрокоптеров еще в 2013 году - в то же время, когда этим на западе занялись Amazon и DHL. Беспилотные летательные аппараты имеют разные технические возможности. Их средняя грузоподъемность - один килограмм, мощные аппараты могут поднимать до 30-ти кг. Дальность перевозки варьируется в пределах 5-7 км, что позволяет одним дроном обслуживать клиентов на территории площадью от 25 до 49 квадратных километров. То есть,
чтобы доставлять товары беспилотниками в Санкт-Петербурге потребуется 40 аппаратов и пунктов отправки. Для Москвы - минимум 72. В других городах нужно от 5 до 11 стартовых позиции и столько же дронов.
Стоимость одного беспилотника со средними техническими характеристиками - 100 тысяч рублей. Получается, что для обеспечения доставки в городе площадью 400 квадратных километров грузоотправитель должен инвестировать в проект 1,6 миллиона рублей плюс расходы на обслуживание. Для сравнения - средний размер инвестиций на создание сервиса для распределения грузов и мониторинг передвижения автомобилей составляет 2,1 миллиона. При этом скорость доставки за счет использования дронов может сократиться почти в 50 раз, что станет большим преимуществом для корпоративных клиентов.
Так почему новый тренд в логистике никак не перейдет к этапу реализации?
Главное препятствие в развитии коммерческой перевозки грузов беспилотниками - это административные ограничения и недостаточно развитая законодательная база.
Неудачный опыт доставки пиццы в Сыктывкаре - яркий тому пример. Справовой точки зрения доставка дронами декларируется как "грузоперевозка по воздуху без лицензии". Чтобы ее получить, необходимо оформить сразу несколько разрешений, включая использование воздушного пространства, план полета и лицензию на перевозку грузов на воздушном судне, что приравнивается к перевозке самолетами. Стоимость такой лицензии около 500 тысяч рублей.
Но, даже если у логистической компании найдутся средства на ее приобретение, то ни один "почтовый" беспилотник не подойдет под типы сертифицируемых летательных аппаратов.
Эта причина блокирует развитие доставки беспилотниками не только в России, но и за рубежом. Именно из-за этого ограничения крупные интернет-ритейлеры Amazon и Alibaba не могут вывести проекты по использованию дронов на реализацию. Тем не менее некие продвижения в Европе заметны. В январе 2017 года в Ирландии была осуществлена первая официально одобренная доставка груза беспилотником. В марте Швейцарское федеральное управление гражданской авиации выдало компании-разработчику дронов первый сертификат, разрешающий осуществлять перевозку образцов крови и медикаментов в черте города Лугано. По технологиям для беспилотников наша страна идет практически на уровне с США и Китаем, но, как и в других странах, у нас пока имеется нормативный барьер. Между тем, по оценкам Фонда содействия инновациям "Аэронет", к 2035 году у России есть все шансы зарабатывать на коммерческом использовании беспилотников по 2-2,3 трлн рублей в год - это 15,4% от емкости всего мирового рынка.
Алексей Тузов, эксперт транспортной отрасли
Фото: careerblog.info