← Дороги, инфраструктура

Как северный обход Барнаула превратился в южный, и почему он может быть платным

"Северный вариант обхода Барнаула был бы удачнее, чем тот, что проектируют сейчас". Такую мысль высказывали читатели altapress.ru в комментариях к обзору планов властей построить обходную дорогу и третий мост через Обь. Соавтор идеи "южного" обхода Дмитрий Коровин объяснил, почему пришлось изменить положение дороги и сообщил, что проектом уже заинтересовались банки и потенциальные концессионеры.

Дмитрий Коровин, начальник управления по транспорту и дорожному хозяйству Минстройтранса Алтайского края:
"Северный" обход придумали еще в 1980-е годы (дорога должна была начинаться от Змеиногорского тракта, пересекать Павловский и через пойму Оби в районе Научного городка уходить к ЗАТО "Сибирский" или к Казачьему - прим. ред.). Но он не проще по исполнению. Проекта этого обхода не было. Но предпроектные наработки продали газовикам, и они на этом месте проложили через Обь газопровод. Также здесь много линий связи. И согласовать здесь дорогу практически нереально.
Кроме этого, в лесах Первомайского района появился Кислухинский заказник, где мы не сможем срубить ни одного дерева. И еще одна причина: Чуйский тракт в 2004 году стал федеральной трассой и в его расширение на участке от Новоалтайска до Озёрок вложили более 30 млрд рублей. И "обходить" этот участок дороги первой категории в Москве считают нецелесообразным, даже несмотря на необходимость вывести из города транзитный транспорт.
И тогда мы предложили альтернативу: связать три тракта в другом направлении и построить мост в районе поселка Бельмесево. Эту идею в федеральном центре готовы обсуждать. Потому мы сейчас делаем проект этой дороги. И делаем его не "на полку". Будем добиваться, чтобы у Барнаула был обход - мечта любого города.
На схеме ниже указаны предварительные траектории обоих обходов. Красным отмечен северный путь, синим - южный:
ob21717.jpg
Также чиновник объяснил, почему проезд по третьему мосту может быть платным.
Дмитрий Коровин, начальник управления по транспорту и дорожному хозяйству Минстройтранса Алтайского края:
Мы планируем привлечь на строительство обхода деньги Платона. Из этого источника можно получить до 50% средств на дорогу и до 80% на мост. Добавить остальное краевому бюджету будет нелегко. Поэтому рассматриваются разные варианты, в том числе концессия. И тут механизмы могут быть разные. Предприниматель может взять деньги в банке, построить объект, а мы с ним со временем из бюджета рассчитаемся. Другой вариант - он сам какое-то время собирает деньги за проезд и отбивает свои затраты. Третий - он собирает плату, но за счет субсидий она для автомобилистов ниже экономически обоснованной.
Тема платности уже стала стандартом отрасли. Такова мировая практика. Как именно это будет выглядеть у нас, пока неизвестно. Несколько потенциальных концессионеров (в том числе компания, строившая северо-западный скоростной диаметр в Петербурге) и "Газпромбанк" уже заинтересовались обходом Барнаула. Однако конкретные предложения начнут поступать, скорее всего, осенью, когда будет готов проект и станет известна стоимость дороги и моста.
Спроектировать дорогу в обход Барнаула и еще один мост через Обь специалисты должны к 1 сентября.
Объясняем, что это будут за объекты и для чего они нужны.
Досье
Зачем Барнаулу обход?
Он необходим для того, чтобы избавить город от транзитного транспорта, прежде всего грузового. Это должно снизить число заторов и улучшить экологию. Чиновники называют еще одну причину: Барнаулу нужна дополнительная переправа на правый берег Оби, потому что состояние коммунального (старого) моста неудовлетворительное. Напомним, прокуратура выписала предписание мэрии капитально отремонтировать объект. Ранее его уже закрывали из-за аварийного состояния.
Где пройдет дорога?
Четырехполосная трасса длинною около 68 км будет начинаться от Павловского тракта в районе Новомихайловки, пройдет между поселками Новые Зори и Лесной, около Черницкого и пересечет Змеиногорский тракт вблизи Бельмесево. Далее пойдет мост и 15-километровая пойменная часть. После нее обход пересечет дорогу на Бобровку и Рассказиху в районе поселка Лесной Первомайского района и соединится с Чуйским трактом около деревни Покровка.
Каким будет мост?
Мост будет металлическим. Его длина составит 2,5 км. В конце апреля власти показали три эскиза моста. По информации altapress.ru, в итоге заказчик остановился на первом варианте.
Кроме моста для строительства обхода необходимо будет построить еще 25 искусственных сооружений - двухуровневых развязок, путепровод через ж/д пути в районе Штабки, эстакад, мостов через мелкие реки, скотопрогонов и т.д.
Эскиз третьего моста через Обь:
ob21717_3.jpg
Кто проектирует обход и сколько это стоит?
Проект обхода готовит петербургский институт "Стройпроект". Он выиграл тендер, по которому получит за свою работу 682 млн рублей. В качестве субподрядчиков для геологических, топографических и технико-экологических изысканий петербуржцы привлекли новосибирских и барнаульских специалистов ("Алтайиндорпроект"). Они бурят скважины на всем протяжении будущей трассы, берут образцы грунта, воды, воздуха и т. д. О том, как и зачем это делают, читайте в нашем материале.
Правда, что дорога будет платной?
В техзадании прописано, что проектировщики должны предусмотреть введение платы за пользование дорогой. Специалисты уже подготовили эскизы будущих пунктов взимания платы.
Часть проекта обхода Барнаула:
ob21717_2.jpg
Сколько денег понадобится на строительство и где их возьмут?
Точная стоимость объекта станет известна, когда проект будет готов. Но уже сейчас специалисты говорят, что потребуется не менее 20 млрд рублей. Естественно, бюджет региона не сможет столько выделить. Поэтому после того, как проект пройдет госэкспертизу и его согласует губернатор, документ отправят в правительство РФ с заявкой на финансирование за счет денег, собранных по системе "Платон".
Когда может начаться строительство?
Шансы получить финансирование на проект достаточно велики, говорят в Минстройтрансе. В ведомстве объясняют: если бы это было не так, местные власти не стали бы вкладывать сотни миллионов рублей в проект. По прогнозу начальника "Алтайаводора" Василия Мотуза, работы могут начаться уже в 2019-2020 годы. Мотуз уточнил: "Все будет зависеть от сборов по системе "Платон" и общей экономической ситуации в стране".
Что потребуется снести, чтобы построить дорогу?
Ничего. Полгода назад власти говорили, что несколько дачных домов все же придется убрать. Но сейчас трассу спроектировали так, что снос не понадобится.
Фото: altapress.ru
altapress.ru