Ежегодно на ремонт и строительство дорог в России уходит больше полутриллиона рублей. Но этого мало. Сами дороги, по данным Росавтодора, разрушаются в четыре раза быстрее - на два триллиона рублей в год. И это только то, что касается федеральных затрат. В регионах бюджет еще меньше. Как следствие - полотно зачастую еще хуже.
"Карта убитых дорог"
Самые плохие пути вошли в "Карту убитых дорог". Крайней точкой на ней стал Барнаул, где нашли 128 участков, по которым невозможно ездить. Появилась "карта" благодаря общественному движению ОНФ. Своим проектом общественники пытаются столько зафиксировать степень распространения ям в России, сколько избавиться от них. В "Народном фронте" уверены, что чиновники первым делом ремонтируют те участки, которые исправить проще и дешевле. С помощью проекта горожане могут повлиять на ремонт дорог, которые остаются без внимания властей. Добиться ремонта определенного участка можно через сайт.
При участии активистов движения "Убитые дороги" в мае 2014 года появился вспомогательный проект - "Оценим качество дорог!". С его помощью общественники следят, куда уходят деньги, выделенные на ремонт полотна. Проект ведут региональные отделения ОНФ, в которых около двух тысяч активистов. Участники "Дорожной инспекции" проверяют дороги, которые набрали больше всего голосов на "карте", а еще участки на гарантийном обслуживании.
"По результатам проверок в каждом городе в администрацию муниципалитета направляется запрос с перечнем выявленных дефектов с целью их устранения. В отдельных случаях может направляться запрос в прокуратуру региона. Помимо этого, региональными отделениями ОНФ ведется постоянная работа с "Картой убитых дорог" и обращениями граждан, проводятся дорожные рейды, круглые столы, направляются запросы", - рассказали о своей работе активисты.
От регионов к федералке
Средства на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог поступают из дорожных фондов. В каждой области или крае есть свои региональные дорожные фонды, которые наполняют за счет транспортного налога и акцизов на топливо. Иногда федеральные дорожные фонды субсидируют регионы с помощью межбюджетных трансфертов.
Региональным фондам государство выделяет бюджет не так интенсивно. За 2014-16 годы регионы получили всего лишь чуть более 30% капитала. Для улучшения ситуации в 2017 году в рамках "Национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог РФ до 2025 года" Минтранс России совместно с Росавтодор приступили к выполнению проекта "Безопасные и качественные дороги".
"Проект рассчитан на проведение крупномасштабных ремонтов автомобильной дорожной сети в 38 крупнейших российских городских агломерациях, где население свыше 500 тысяч человек. При реализации проекта планируется также обеспечить необходимый уровень безопасности дорожного движения, устранить перегрузки дорожной сети и повысить уровень удовлетворенности граждан состоянием дорожной сети", - Росавтодор.
К следующему году снизить на дорогах аварийно-опасные участки намерены на 62%. Из госбюджета на проект планируют выделить 32 миллиарда рублей.
Из 1,5 миллионов километров автодорог, имеющихся в России, федеральных чуть более 50 тысяч километров.
Ответственность за 49 тысяч километров несет "Росавтодор". Остальные 1,5 тысяч километров - это платные участки трасс, которые в доверительном управлении госкомпании "Автодор". Эти дороги находятся в более выгодном положении.
С 2014 года работы по ремонту федеральных дорог финансируются фондом на 100%. По данным Росавтодора, более 70% дорог в их ведении соответствуют нормативам. К концу 2019 года, согласно поручению президента России, остальная часть федеральные дорог тоже будет приведена в норму.
В бюджете федерального дорожного фонда на 2016 год было 533 миллиардов рублей, из них более 136 миллиардов ушло в регионы субсидиями.
Тратили деньги не только на ремонт федеральных дорог, но и на строительство моста через Керченский пролив. 64 миллиарда рублей определили на Крымский мост, 222 миллиарда рублей - на ремонт и содержание федеральных дорог, 98 миллиардов - на строительство новых участков федеральных трасс. Еще 11 миллиардов потрачено на подготовку дорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 по футболу.
В этом году сумма немного меньше - 516 миллиардов рублей. На ремонт планируют потратить 248 миллиардов, насубсидии регионам - 87 миллиардов, на строительство и реконструкцию федеральных дорог - 112 миллиардов, на Керченский пролив - 61 миллиард и на подготовку инфраструктуры к ЧМ-2018 - 8,5 миллиардов рублей.
Почему ремонтируют так часто?
Устройство современной дороги похоже на многослойный пирог. В его составе есть заложенные технологией "слои износа дорожного покрытия". Это тот пласт полотна, который защищает от разрушений всю конструкцию дороги. Такие слои приходится часто переделывать из-за интенсивности движения на дорогах, но при этом сама структура и основание дорожного полотна не меняются.
Из-за повышенной нагрузки на полотно каждый год ущерб дорогам оценивают в два триллиона рублей.
Происходит это в основном из-за перегруженных фур. По оценкам экспертов, на проезд одной перегруженной фуры приходится 40-50 тысяч легковых автомобилей, поэтому даже самая крепкая дорога не способна выдерживать такие нагрузки.
В 2015 году покрыть наносимый фурами ущерб решили с помощью "Платона", Система рассчитана на взимание платы с 12-тонников. По данным Росавтодора, за два года проект принес в дорожный фонд свыше 30 миллиардов рублей. Но и этих денег оказалось недостаточно. По сравнению с показателями убытка (два триллиона) - сумма небольшая.
Около 10 миллиардов рублей, из собранных "Платоном", в 2016 году пошли на неотложный ремонт 1 000 километров самых проблемных участков городских автодорог в 40 городах и регионов России. Около двух миллиардов выделили на ремонт аварийных мостов в 13 регионах и 9 миллиардов отправилось на строительство новых мостов и путепроводов в 7 регионах.
"В дальнейшем средства, собираемые системой "Платон", планируется направлять на поддержку строительства крупнейших инфраструктурных дорожных проектов, таких как строительство обхода Хабаровска, обход Перми на региональной трассе Пермь-Березники, строительство моста через Обь в Новосибирске", - делится планами Росавтодор.
Чтобы покрыть убытки от дальнобойщиков, плата "Платон" в теории должна быть больше почти в сто раз. На практике при таком росте тарифа в стране останутся только пустые дороги, по которым желающих ездить просто не найдется.
Выходом из положения могут стать новые технологии, которые смогут удешевить строительство, либо и ремонта. Требования к дорожным материалам и технологиям растут с каждым годом во всем мире. Из-за увеличения трафика на трассах появляются новые методы строительства дорог. За последние пять лет на российских дорогах количество инноваций увеличилось на 63%. Сегодня внедряют пилотные проекты по методологии "СПАС", аналогу американской технологии объемного проектирования асфальтобетонной смеси Superpave. Технология поможет продлить нормальное состояние полотна на 20-30% благодаря точному подбору состава смесей асфальтобетона, параметров вяжущего и каменного материалов.
Новый ГОСТ
По заказу Минтранса России, Росавтодора и Госкомпании "Автодор" подготовили новый 171 ГОСТ. Обновление связано с вступлением в силу технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог". Более 40% межгосударственных стандартов в нем разработаны впервые, остальные переработаны с учетом передовых отечественных и зарубежных требований.Извечный вопрос: сколько бюджетных денег выделяют на дороги в России
"Новый стандарт битумов ГОСТ 33133-2014 был введен Евразийской экономической комиссией 29 декабря 2015 года. Он действует с 1 сентября 2016 года. Выпуск битумов по этому ГОСТу является добровольным, однако соответствие данному стандарту в ближайшее время может стать одним из ключевых условий для участия в тендерах Росавтодора", - уточняют представители дорожного агентства.
В прошлом году битумных материалов в дорожных работах на федеральных трассах было примерно 800 тысяч тонн, из которых 30 тысяч тонн (а это 4%) произведено согласно новому ГОСТу. Помимо применения модифицированных битумов, начинается развитие дорожных технологий для беспилотного транспорта, что в совмещении поможет увеличить сроки службы покрытия до 12 лет для ремонта, с нынешних 6 лет, и 24 лет для капремонта. Соответственно и чинить полотно придется реже.
Фото: vluki.ru