Скандальная обстановка складывается вокруг беспрецедентной по стоимости реконструкции участка федеральной трассы М-55 под Иркутском. Это один из самых опасных участков на федеральных трассах России. Ежегодно здесь терпят аварии сотни машин, автобусов и грузовиков.
Напомним, в середине июля 2017 года УпрДор "Прибайкалье" (директор Николай Рейнет) объявило конкурс с ограниченным участием на реконструкцию многострадального "Тещиного языка" на перевале "Култук".
После реконструкции дорога должна была сократиться на 3 километра, планировалось ликвидировать "шпильки" и другие опасные места перевала.
Положительное заключение на проект было получено еще в 2016 году, а в 2017 году начались подготовительные земельные работы.
Цена основного лота: 2 495 465 484 рублей. Сроки - 2018-20 гг.
Обладатель заветного господряда должен был стать известен 31 августа, после проведения открытой конкурсной процедуры. Однако 10 августа "определение поставщика" было внезапно отменено по требованию заказчика.
УпрДор "Прибайкалье" никак не комментирует эту ситуацию, хотя
налицо нешуточный скандал - один из крупнейших контрактов последних лет "провисает" на неопределенное время, что чревато срывом сроков торгов и, как следствие, замораживанием строительства на ключевом участке федеральной трассы Иркутск -Улан-Удэ.
Есть три версии случившегося:
Первая. Имеет место техническая накладка и торги скоро возобновятся в прежнем статусе.
Вторая. У государства проблемы с финансами, и на дороги в Сибири опять нет денег. Верится в это легко, особенно если вспомнить истории последних лет, когда готовые проекты по трассам и мостам замораживались в угоду сочинских, а затем и крымских строек.
Третья. Мы имеем дело с масштабным конфликтом двух потенциальных подрядчиков, каждый из которых прикладывает максимум административных и финансовых усилий для получения 2,4 миллиарда рублей из бюджета.
По информации БАБРа, на "Тещин язык" давно прицелились два основных игрока: ООО "ЗБСМ МК-162" и АО "Труд". В настоящий момент иркутская фирма с дагестанской пропиской "МК-162", подконтрольная семейству Курбайловых, завершает грандиозную стройку на Байкальском тракте и на участке трассы "Тайшет - Чуна - Братск". Чем займется подрядчик дальше - неизвестно.
Известно другое - у фирмы большие трудности с получением новых заказов, сопоставимых по объемам с Байкальским трактом. Кроме того, источник БАБРа в правоохранительных органах сообщает, что вскоре у кавказского топ-менеджмента "МК-162" могут возникнуть серьезные проблемы с законом: в отношении фирмы разрабатывается несколько дел по разным эпизодам ее обширной коммерческой деятельности.
В этих условиях получение крупного подряда на федеральной трассе М-55может стать спасением для руководства "МК-162", ведь работа на структуры "Росавтодора" - это своего рода индульгенция, пусть и временная. Никто не захочет срывать стройку после официального отыгрыша денег. Слишком велики риски.
Иная ситуация у АО "Труд", подконтрольного депутату Госдумы от Иркутской области, члену "Единой России" Сергею Тену. "Труд" стремится к монополии везде, где это возможно, будь то Прибайкалье, Бурятия или любой другой регион.
Для г-на Тена получение контракта по "Тещиному языку" - вопрос престижа и больших денег. С ресурсом у "Труда" все порядке, в том числе и по части лоббирования собственных интересов на уровне Москвы. Другое дело, что гегемония "Труда" неудобна слишком многим, и прежде всего - подрядчикам и чиновникам, обитающим в Иркутске, где г-н Тен продолжает оставаться "не своим". В отличие, кстати, от господ Курбайловых, которые удивительным образом сохраняют высокое административное положение, несмотря на регулярную смену губернаторов в регионе.
Есть основания полагать, что приостановка торгов по "Тещиному языку" - есть прямое или косвенное следствие подковерной борьбы "МК-162" и "Труда".
Продолжение у этой истории может быть разным, в том числе и неожиданно-причудливым, когда контракт на 2,4 миллиарда вдруг "уплывет" в третьи руки по иезуитскому принципу "так не доставайся же ты никому".
Фото: irkutsk-news.net