В отдаленной нуримановской деревушке Сарва за два года большегрузные лесовозы превратили гравийную дорогу, связывающую деревню с остальным миром, в непроходимую. Дошло до того, что вызванная к больной машина скорой помощи застряла в грязи, закончилось все трагедией. Местные жители говорят, что этот случай и стал последней каплей: они перекрыли дорогу для лесовозов.
Нельзя сказать, что Сарву до этого оставляли с бедой наедине: дорожники пытались подлатать разрушенное, но многотонные махины превращали косметический ремонт в месиво. И только после вмешательства главы республики удалось приступить к реальному решению проблемы.
Понадобился месяц, чтобы появилась дорога, сократившая время в пути в разы. Водители делятся с "РБ" подсчетами: если раньше приходилось преодолевать экстремальную полосу направления движения за два часа, то теперь расстояние можно проехать менее чем за полчаса. Такая возможность появилась с 22 августа.
В этот день на встречу с жителями Сарвы приехало немало чиновников: председатель госкомтранса региона, главы администраций Нуримановского и Караидельского районов, заинтересованные в решении проблемы. Ведь дорога затрагивает интересы нескольких сторон. С одной - жители, страдающие от движения лесовозов, с другой - водители этих лесовозов и предприниматели. Да и местные бюджеты недополучают средства из-за остановки движения на этом участке.
Пока это еще не окончательное решение проблемы, признает глава госкомтранса Тимур Мухаметьянов.
- Мы понимаем, что вопрос нужно решать комплексно, - говорит он. - За два месяца дорога утрамбуется, и в первых числах ноября проведем обследование. Только по его результатам примем решение о возможном пуске по дороге лесовозов нагрузкой более шести тонн на ось.
Тимур Мухаметьянов на встрече с сарвинцами просил у них разрешения дать проезд лесовозам. Но пока только тем, груз у которых не будет превышать эти самые шесть тонн. Великодушные жители деревни кричали в ответ: "Конечно, пусть возят теперь, им тоже жить надо".
А вот сами
владельцы лесовозов остались недовольны таким решением. Один из них, решивший остаться неназванным, сказал: "При шести тоннах на ось я в убытке останусь, даже выезжать не стоит".
Впрочем, другие владельцы транспорта и пилорам к проблеме подошли более реально.
- А что делать? - переспросил меня Канифьян Хисматуллин, вместе с сыновьями занятый лесным бизнесом. - Мы уже и так огромные убытки понесли из-за остановки движения. Работникам нечем платить, а им нужно детей в школу собирать. Но и сарвинцев понять можно: всю дорогу разбили. Нужно по справедливости все решить. Тем более весовой контроль нам навстречу пошел. Мы же не знаем пока, сколько это - шесть тонн на ось. Будем на глазок грузить, по дороге взвешиваться, так и отрегулируем количество кубов леса в этих тоннах.
Для службы весового контроля такое решение оказалось неожиданным. Их представителей попросили не уходить из Сарвы и контролировать ситуацию еще два месяца круглосуточно. "Как только вы уйдете, лесовозы опять перегруженные пойдут", - говорят сарвинцы. И теперь "весовикам" нужно решить немало вопросов: где будут работники обитать круглосуточно, где кушать.
И еще одна проблема появилась у сарвинцев: 2,5 километра асфальта выявили немало лихачей за рулем легковушек. "Даже полицейские на скорости гнали по деревне, - говорят жители. - Представляете, что будут творить другие. А дети уже вышли на дорогу с самокатами и велосипедами".
- И все равно спасибо властям, что нам такую дорогу сделали, - говорит ветеран Назага Гафиуллина. - Я за всю жизнь такой не видела.
Глава госкомтранса Тимур Мухаметьянов отмечает: нынешнее "решение проблемы половинчатое". По его словам, он уже встречался с федералами и договорился на углубление Караидели: она вновь должна стать судоходной. В перспективе в Павловке и Красной горке появятся причалы, там будет складироваться лес и затем вывозиться по реке в Шакшу. "Так и дешевле, и безопаснее", - говорит он.
Дальнейшее решение по лесовозам, точнее, по их грузоподъемности, будет принято через два месяца. А
капитальный ремонт дороги для увеличения пропускной способности до 10 тонн намечен на будущий год в рамках территориального заказа.
"И тогда дорога вновь будет разбита, - считают сарвинцы. - Значит, это счастье ненадолго".
Фото: resbash.ru