В Москве прошла организованная Минпромторгом и Ассоциацией "Росспецмаш" конференция "Развитие строительно-дорожного машиностроения (ДСТ) в России", на которой были подведены итоги 2017 года. И результаты отрасли за минувший год можно считать неплохими.
Так, по информации Комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в III квартале прошлого года продажи этого вида техники в России увеличились в среднем на 60%, а по отдельным видам прирост был более значительным. Одну из причин такого роста эксперты видят в увеличении государственных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты, а также объекты к Чемпионату мира по футболу. "Все это стало мощным стимулом для подъема рынка спецтехники", - отметил директор по развитию компании JCB по России Сергей Харитонов.
Доля российских производителей на отечественном рынке ДСТ составляет 45%, по итогам января-сентября 2017 года продажи российской техники выросли на скромные 34%, что несколько ниже среднего показателя по рынку.
Продажи гусеничных тракторов выросли в III квартале 2017 года на 93% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, экскаваторов-погрузчиков - на 73%, гусеничных экскаваторов - на 55%, колесных экскаваторов - на 82%, самосвалов с жесткой рамой - на 175%.
Однако в Минпромторге и "Росспецмаше" рассчитывают, что доля отечественного специального машиностроения в перспективе должна увеличиться до 80% к 2030 году.
За два последних года правительство страны приняло ряд важных решений по поддержке отечественного специализированного машиностроения, и эти меры уже дают результат. Так, лизинговые компании могут получить субсидии из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной или коммунальной техники. Предусматривается субсидирование части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении самоходной и прицепной техники. Производителям техники может быть компенсирована часть затрат на проведение НИОКР и так далее.
Однако, судя по выступлениям некоторых руководителей предприятий, они хотели бы иметь еще больше привилегий и защитных барьеров. Так, один из директоров настаивал на том, чтобы при проведении торгов к подрядчикам применялся такой критерий отбора, как пороговый процент отечественной техники в парке. Другой руководитель предприятия настаивал на субсидировании затрат на создание новых рабочих мест. Впрочем, по мнению экспертов, подобные предложения нереалистичны. Дорожники, перед которыми поставлена сложная задача по увеличению межремонтных сроков в два раза, едва ли согласятся отказаться от высокопроизводительной импортной техники, имея в виду качество и производительность отечественной техники. А что касается субсидирования рабочих мест, то, по мнению члена Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Олега Цепкина, такая мера более уместна для поддержки стартапов, а для остальных все должно "быть по рынку".
На конференции не раз говорилось о том, что
особые условия для отечественных машиностроителей имеют целью дать им возможность и время на создание конкурентоспособной продукции, отвечающей современным требованиям.
А вот с этим как раз есть проблемы. По словам директора Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга Евгения Корчевого, инновационными считаются у нас компании, направляющие на НИОКР 1% от годовой выручки, и таких компаний единицы. Инвестиционная же активность большинства российских производителей ДСТ стремится к нулю. По сути дела, они тиражируют морально устаревшую технику. Таким производителям никакие протекционистские меры не помогут.
Фото: stroygaz.ru
Строительная газета