Вокруг оператора РАТЭК разразилась буря в связи с сообщениями о значительных задержках заработной платы сотрудникам. Работающие по «серым», или, скажем, не вполне стандартным прозрачным, схемам перевозчики один за другим сталкиваются с проблемами.
Настоящая буря разразилась вокруг оператора РАТЭК. Похоже, что работодатель месяцами не платит сотрудникам зарплату, а добиться честно заработанных денег – работники могут только через суд.
«Дождались господа, низкий Вам поклон за нищету и голод!» - такую подпись на сайте отзывов о работодателях оставил человек, по всей видимости, являющийся работником РАТЭК, одной из крупнейших в России транспортных компаний, присутствующей на рынке свыше 18 лет. Что, как известно, по российским законам является совершеннолетием, с наступлением которого за свои поступки приходится отвечать. Сейчас неназванный сотрудник, вместе с коллегами, якобы готовит коллективный иск к перевозчику.
Зарплату в РАТЭК, если конечно довериться отзывам, могут не платить месяцами, а если и платят – то по не вполне стандартной схеме, когда почти половину месячного заработка составляет премиальная часть.
Конечно в любой крупной компании всегда есть “униженные и оскорбленные”. Претензии этих людей бывают как обоснованными, так и совершенно субъективными. Допустим. Но негативных отзывов - десятки, эмоции людей, по-видимому, относящихся к бывшим и нынешним сотрудникам, оставленные на сайте, бьют через край, после чего переходят в непечатную лексику. Усреднённо-типичная история: сотрудник, мягко говоря, жалуется (с поименным перечислением ответственных руководителей) на задержку зарплаты на срок не менее полутора месяцев, нажимает на отсутствие средств для содержания семьи. По классификации одного из сайтов отзывов, на “ужасно” компанию оценивают 78.5%, на “плохо” - ещё 6.6%. Правда, справедливости ради, это часть отзывов от клиентов, хотя ситуацию это не улучшает. Выборка - свыше 500 человек, можно конечно списать на “троллей”, но получается, что их слишком уж много.
Нельзя сказать, что крики “потерпевших” проходят совсем мимо ушей регуляторов: по всей видимости, только за 2017 год Роструд провел в ООО «РАТЭК» 8 проверок из которых только 2 - плановые (для сравнения, с 2013 по 2016 год, было всего 4 проверки). Похоже, что, в ходе плановой проверки за октябрь 2017 г. выявлено не менее шести случаев нарушения статей 136 (Порядок, место и сроки выплаты заработной платы) и 236 (Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику) Трудового кодекса Российской Федерации. Пострадавшим сотрудникам, скорее всего, уже произведены выплаты, правда новые “потерпевшие” уже на очереди.
Похоже, что компания постоянно наступает - или, правильнее сказать, “наезжает” на одни и те же грабли. Например, только в начале февраля 2018 г. прокуратура Челябинской области в суде добилась того, что перевозчик должен выплатить зарплаты 44 сотрудникам, всего около 828 тыс. рублей. В отношении директора РАТЭК (видимо, речь здесь идёт о Сергее Цыплакове) было возбуждено административное дело, направленное на рассмотрение в Государственную инспекцию труда в регионе. «Кроме того, директору ООО «РАТЭК» внесено представление и объявлено предостережение о недопустимости нарушений трудового законодательства», – сообщает пресс-служба региональной прокуратуры.
Возможно, компания испытывает трудности на растущем рынке грузоперевозок? Если довериться отчётности ООО «РАТЭК», размещенной на сайте e-ecolog.ru, то можно узнать, что по состоянию на 31 декабря 2016 г. (данных за 2017 г. пока нет), выручка от продажи составила почти три с половиной миллиарда рублей, а вот чистая прибыль… всего 385 тысяч. Что, возможно, было бы неплохо для начинающего водителя-частника на собственной “Газели”, но вряд ли вписывается в логику работы крупной федеральной логистической компании.
Для экспертов, которые не первый год следят за российским рынком грузоперевозок, не секрет, что его “больным местом” является распространение “серых” схем: здесь и трансфертное ценообразование, и использование сторонних подрядчиков с непрозрачной системой расчётов, и широкое хождение наличных.
Действительно, клиент, которому срочно нужно отправить коммерческий груз в другой город или бабушкин диван на новую квартиру, вряд ли встанет в позу, если у грузчиков не будет при себе кассового аппарата или корректно оформленного договора.
Вы когда-нибудь грузчикам картой платили? Скорее всего нет, и экспериментировать вряд ли станете. Достаточно представить себе шестерых взмокших и нецензурно выражающихся мужчин, которые только что тащили пианино “на ремнях” с седьмого этажа. То есть, попробовать, конечно, можно, но тогда велик риск того, что “по адресу” вместо него будет доставлен ксилофон.
Правда, такая ситуация бывает, когда заказ размещается на сайте крупной и известной логистической компании, а по факту к подъезду дома приезжает неизвестный ИП, работающий по сложной системе субподряда. Внимание Росфинмониторинга могут привлечь не только вероятные недоплаты налогов, но и возможные нарушения организации трудовой деятельности сотрудников, и форма предоставления собственного транспорта себе же в аренду. То есть “тень на плетень” и шесть разгневанных мужчин, требующих наличность?
«Если у компании, работающей со сборными грузами, есть амбиции вывести свой бизнес на уровень федерального игрока, как по масштабам бизнеса, так и по классу предоставляемых услуг, то надо понимать, что в существующей конъюнктуре это можно сделать только при наличии достаточно крупного собственного парка транспортных средств, прежде всего седельных тягачей и магистральных грузовиков, развитой терминально-складской инфраструктуры и высокого уровня автоматизации операционных процессов компании», — считает руководитель компании Market Guide Agency Юлия Кислова. В этом случае, по мнению эксперта, перевозчик сможет обеспечить четкий график регулярных поставок и высокую степень сохранности грузов по всей территории РФ. Не говоря уже о соблюдении требований налоговых органов.
По словам экспертов, последние изменения в законодательстве говорят о серьезных намерениях государства «обелить» транспортную отрасль. Закрывать глаза на «серые» схемы больше никто не будет. А раз так, нынешним нарушителям закона придется либо смириться с работой «по-честному», либо уйти с рынка. Как и в любой другой отрасли, процесс это сложный, но неизбежный. Ведь освободившуюся нишу обязательно займёт кто-то, кто уже научился работать “в белую”.
Фото: versia.ru
versia.ru