Следователи Сургута впервые официально рассказали о схеме, по которой недавно задержанная и арестованная банда гаишников занималась поборами с водителей грузовиков, перевозящих крупногабаритный груз. Она была представлена в эфире телеканала «Россия 24».
О схеме рассказал старший следователь сургутского следственного отдела СУ СКР по ХМАО Александр Варапаев.
«Четверо жителей города Сургута, которые являлись субъектами предпринимательской деятельности, вступили в сговор с бывшим сотрудником ГИБДД в целях беспрепятственного прохождения их транспортных средств на территории ХМАО», — рассказал следователь.
Схема поборов на дорогах Югры выглядела так: один из бывших сотрудников ГИБДД получал деньги от владельцев большегрузов. Часть наличных он передавал дежурному инспектору, тот снабжал информацией о месте и времени стоянки полицейских экипажей, другая часть взяток уходила непосредственно инспекторам ГИБДД, которые и должны были проверять проезжающие машины.
В сюжете впервые показан участник преступной схемы — обвиняемый Рустам Шехов, который как раз, работая оперативным дежурным, предоставлял информацию о местах дежурства экипажей ДПС. Также назван и один из предпринимателей, который, по данным следствия, был задержан в момент перечисления очередной взятки. Это обвиняемый Марат Саляхов. В присутствии адвоката он рассказал, что общая сумма перечисления составила 2,5 млн рублей. По его словам, сотрудники получали SMS с данными о его машинах, которые не нужно останавливать.
В сюжете также был проведен эксперимент по проезду на грузовой технике поста весового контроля в Сургуте.
Этот
эксперимент показал, что весы, скорее всего, регулируются на усмотрение персонала. Поэтому чаще всего они показывают перевес, из-за которого водители вынуждены давать взятку, чтобы продолжить путь, а не отправиться на штраф-стоянку.
Бывший помощник прокурора Сургутского района Денис Сосов, который после службы ушел в бизнес, организовав платную штраф-стоянку для автотранспорта, рассказал журналистам, что прибыли она не приносит. «По госконтракту мы оказываем услуги УВД Сургутского района по хранению грузовой техники, которая ставится на стоянку ГИБДД. Но сейчас грузовой совсем нет. А ранее в течение суток поступало 20-30 единиц, через мост проходит, согласно госстатистике, около 100 единиц специальной техники, и из них стабильно 20-30 единиц раньше было поставлено ГИБДД на штраф-стоянку», — рассказал он.
В полиции Югры заявили, что проблема поборов с водителей большегрузов в округе не глобальная. Начальник оперативно-разыскной части управления собственной безопасности УМВД по ХМАО Анатолий Будакин заявил, что в течение года постоянно выявляются нерадивые сотрудники, но говорить о глобальных масштабах коррупции нельзя.
Напомним, 20 февраля стало известно о коррупционном скандале в управлении Госавтоинспекции округа. Тогда источники Znak.com сообщали, что отдел собственной безопасности УМВД раскрыл группу сотрудников ГИБДД, которые, по данным следствия, занимались вымогательством взяток у предпринимателей, занимающихся перевозками негабаритных грузов без соответствующих разрешений. После УМВД в СКР официально подтвердили, что в рамках расследования уголовного дела по факту дачи и получения взятки было задержано 11 фигурантов, из них пять сотрудников правоохранительных органов. Полицейским предъявлены обвинения по частям третьей и пятой статьи 290 УК РФ (Получение взятки).
В полиции ХМАО рассказали, что индивидуальные предприниматели через посредников, в целях беспрепятственного проезда грузового автомобильного транспорта, перечисляли должностным лицам деньги в размере более 1 млн рублей. В управлении СКР по ХМАО уточнили, что речь идет о периоде 2016–2017 годов. Именно в это время сотрудники территориальных подразделений Госавтоинспекции по ХМАО получали от индивидуальных предпринимателей взятки за беспрепятственный проезд грузового транспорта с нарушением установленных правил.
Вопрос законности в некоторых случаях с перевозкой крупногабаритного и негабаритного груза по дорогам Югры приобрел публичность после аварии под Ханты-Мансийском двух грузовиков и автобуса , который перевозил детей. В результате ДТП погибли 12 человек. Сейчас адвокаты потерпевших настаивают на том, что нефтяное оборудование компании «Башнефтегеофизика» водители тралов — братья Саитхановы — перевозили без соответствующих разрешений. При этом ни на одном посту, в том числе в Сургуте, их не останавливали.
Сразу после ДТП глава ГИБДД по ХМАО Максим Галушков на пресс-конференции заявлял журналистам, что техника на тягаче Саитханова соответствовала тем критериям и размерам, которые были указаны в разрешении на перевозку крупногабаритного груза, и не выходила за рамки положенных требований. «Груз соответствовал, маршрут транспортного средства также соответствовал разрешению. С документами у него все было в порядке», — говорил он. Галушков также добавлял, что если бы указанные габариты груза были превышены, то тогда грузовик необходимо было обеспечить автомобилем сопровождения, едущим впереди с желтыми проблесковыми маяками, но в данном случае, по его словам, этого не требовалось.
Фото: Life.ru
Znak