В Москве 5 марта состоялся съезд транспортников России. Делегатами от ОПР там были Владимир Синицин и Алексей Токарев. Однако им пришлось ограничиться ролью слушателей. Впрочем, не услышанными оказались и спикеры из отрасли - все нынче решают чиновники Минтранса...
На съезде обсуждалась выработка инициатив в целях повышения эффективности работы автотранспортного комплекса. Всех участников съезда перечислять не будем, отметим самые запоминающиеся выступления.
Первым докладчиком круглого стола был Алексей Бакирей - директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России.
Говорил он о том, что за последнее время очень много было поручений от Президента РФ по совершенствованию законодательства в сфере автомобильного транспорта. Отчитывался за последние два-три года, что было выполнено много работы в целях повышения безопасности перевозок пассажирского и грузового транспорта.
А на деле происходит, как могут наблюдать многие перевозчики на собственном примере, все в точности наоборот.
По его мнению, борьба с серыми перевозчиками эта задача номер один и других острых на его взгляд проблем в сфере автотранспорта у нас нет. Затронул он и тему о новом законопроекте об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в РФ, сказав, что в данный момент уже разрабатываются реестры и лицензирование сферы деятельности.
Перевозчики поняли: их ждет ряд ограничений, дополнительных трудностей по получению лицензий, чтобы попасть в эти реестры.
Итог этого выступления таков, что было сделано много работы Минтрансом, но осталось еще очень много ключевых вопросов, которые не решены. При всем этом он неоднократно признавал, что многие поручения Президента выполнили “формально”.
Ждем новых законопроектов, которые помогут нам упасть еще глубже. Очень часто он повторял в своем выступлении о безопасности, говоря о профпригодности и законопроекта о реестрах.
Следующие спикеры были Станислав Москвичёв - вице-президент Московского областного транспортного союза и Андрей Забродин - генеральный директор АО «Автотранспортная топливно-энергетическая компания» АО «АВТЭК»
Оба спикера неоднократно повторяли, что работать стало невозможно.
Все нововведения не дают обеспечения безопасности в перевозке пассажиров и грузов повышенной опасности, это выброс лишних средств, которых и так нет. Забродин подсчитал сколько будет стоить обучение на профпригодность для его небольшой организации эта сумма затрат составляет 1 100 000 рублей по 10 000 рублей на каждого водителя. Если учесть, что они постоянно учат водителей для перевозки грузов повышенной опасности, дополнительно учить безопасности смысла нет. Затронул тему техосмотра, говоря о том, что это никак не контролируется государством и купить эту бумажку в России никогда не было проблемой.
Владислав Артамонов - генеральный директор ООО «6ПЛ-Консалт» единственный, кто затронул тему о большом количестве посредников на российском рынке между производителем и перевозчиком. Эти посредники не имея собственного транспорта, имея всего один ноутбук и немного связей, заключают договора, считаются перевозчиками и, естественно, забирают львиную долю доходов. Отметил он также, что данная проблема озвучивалась еще в 2010 г, но в этом направлении так ничего и не было разработано.
Судя по реакции круглого стола, эта проблема совсем не заинтересовала собравшихся.
Владимира Матягина интересовало только то, что у нас отсутствует система контролирующего органа за законами. Предложил допуск на рынок грузоперевозок через обучение перевозчиков. Предприниматель должен зарегистрироваться в компании и прохождения регистрации и каждый год должен подтверждать свою компетентность. Безопасность и только безопасность. Обучение должно быть обязательно. Просит поддержать его предложения и начать уже думать о законе об автомобильных перевозках. Он очень переживал за водителей, которые страдают и погибают на трассах. А также о том, что 60% транспорта частных перевозчиков зарегистрированы на физические лица - по его мнению так быть не должно.
Александр Шмарин - директор Автотранспортного союза Оренбуржья» отметил, что без государственной поддержки и обновления автобусных парков и грузовых автомобилей при нынешней политике крах неизбежен. Что нет смысла разговаривать и вводить реестры и обучения, так как это не приведет к безопасности.
Михаил Левашов - вице-президент НП «Логистика и автоперевозки Татарстана» говорил о том, что мы не можем конкурировать с международными перевозчиками, у нас в РФ нет поддержки от государства. Нам нужны кредиты и лизинги с посильными условиями, такими как за границей. Нужно менять автотранспорт, это и приведет к безопасности на дорогах.
На нашем рынке легко работается только иностранным перевозчикам, поскольку обременения, касающиеся российского перевозчика, их не затрагивают.
И поддержка малого бизнеса у них работает, в отличие от нашего государства, которое убивает весь малый бизнес в стране.
Юрий Ступак генеральный директор ОАО “Лорри” говорил о том, что из-за отсутствия поддержки правительства российские компании оказываются беззащитными перед агрессией иностранных государств. Обо всех этих конфликтах давно известно и российским властям. Но ситуация фактически поставлена на самотек. Даже штрафные санкции для европейских перевозчиков в России ввести не могут. А ведь с 2007 г. в Госдуме на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий существенное повышение ответственности для иностранных перевозчиков на нашем рынке. Почти 11 лет прошло, а закон так и не принят.
Конечно, не обошли на съезде и тему зарплат. Если раньше заработная плата водителя автобусов стояла на третьем месте после металлурга и шахтера, то сейчас водитель зарабатывает как дворник. Поэтому и работают они как проклятые, чтобы прокормить свои семьи. Все согласились, что есть такая проблема - но вот решения не знает никто.
Присутствующие на съезде неоднократно повторяли, что нововведения приведут не к развитию отрасли, а к ее краху - но услышаны они не были.
Для Минтранса сейчас существует только одна проблема - это искоренение “серого” перевозчика. Для этого и готовится законопроект о профпригодности и реестрах.
Итог этого съезда таков: Минтрансу, может, и известны, но не интересны проблемы перевозчиков. Даже чиновники понимают, что проблем в грузоперевозках очень много, что зарплаты у водителей мизерные - и при этом вводят новые обременения, прикрываясь безопасностью и необходимостью контроля. Минтранс не слышит ни мелких, ни средних, ни крупных перевозчиков, ни производителей ни топливников, которые в один голос раз за разом повторяют о гибели транспортной отрасли, об экономическом упадке.