← Автомобильные грузоперевозки

Вологодские предприниматели: формальности ЕГАИС убивают лесной бизнес

В прошлом году в Вологодской области было заведено 45 административных дел за транспортировку леса, не оформленную должным образом. Судом были привлечены к ответственности 26 человек. А пока предприниматели ждут суда, на их технику и лес накладывают арест...

Причем даже в тех случаях, когда в сопроводительный документ вкралась незначительная ошибка.

Благими намерениями

28 декабря 2013 года в лесной кодекс были внесены изменения Федеральным законом № 415. Они касались, в частности, учета древесины.

«Законом были внесены несколько изменений, и вступали они в силу поэтапно. Первое изменение касалось наличия сопроводительного документа при транспортировке древесины. Данное требование вступило в силу с первого июля 2014 года. Ответственность за нарушение этих требований наступала с 1 января 2015 года», - пояснил начальник управления организации Федерального государственного лесного надзора департамента лесного комплекса Вологодской области Алексей Евстафьев.
Если у индивидуального предпринимателя при транспортировке древесины не будет с собой сопроводительного документа, на него может быть наложен штраф от 30 до 50 тысяч рублей, а на юридическое лицо - от 500 до 700 тысяч рублей по статье 8.28.1. Кодекса об административных нарушениях.
«Прежде всего, целью создания системы была борьба с незаконными рубками. Суть системы очень простая, в ней содержатся все правоустанавливающие документы на древесину. Так, если право собственности на древесину возникло при заготовке древесины, либо по договорам купли-продажи, либо по договорам аренды, эту информацию вносят в ЕГАИС сотрудники департамента лесного комплекса. Если лицо приобрело у кого-то древесину уже заготовленную, то информацию в декларацию о сделках с древесиной вносит продавец древесины и ее покупатель», - пояснили в департаменте лесного комплекса.
Такая система позволяет отследить все движение леса, начиная с делянки.
«При перевозке древесины должен быть сопроводительный документ на транспортировку древесины. Если сотрудник ГИБДД или лесной инспектор будут проверять древесину, можно всегда посмотреть по системе ЕГАИС, откуда она», - говорят в департаменте.

Цена ошибки

Однако система выглядит складно только на бумаге. Она должна была сократить масштабы браконьерства, но в реальности мало помогает выявлять черных лесорубов, так как нацелена только на ИП и юридические лица, а черными лесорубами часто оказываются и простые граждане.
«Формально, даже если есть незначительное нарушение в оформлении сопроводительных документов, должен быть составлен протокол. Дальше дело отправляется на рассмотрение в суд. И вот тут-то и начинается время, которое приносит предпринимателям убытки», - продолжают в департаменте.
Если сотрудник ГИБДД или лесной инспектор при проверке сопроводительного документа найдут ошибку, то они обязаны составить протокол и арестовать технику и лес до решения суда. Суда можно ждать месяцами.
Предприниматели, которые держат в своем штате юриста и бухгалтера, не видят проблемы в ЕГАИС – есть человек, который правильно может заполнить сопроводительный документ. Те же, кто имеет, к примеру, одну машину, которая их кормит, и заполняют все документы сами, не имея соответствующего образования, рискуют остаться в случае ошибки без средств к существованию.
2 марта 2017 года предпринимателя из Никольска признали виновным по статье 8.28.1 ч. 5 и назначили штраф в размере 30 000 рублей. Его машину задержали 6 февраля 2017 года -  нашли ошибку в сопроводительном документе. Предприниматель ошибся в годе транспортировки и не указал конкретный адрес. На разбирательства ушел месяц.
«Понятно, что ошибки могут закрасться. Но законодательство не разграничивает, в принципе нет сопроводительного документа или там закралась какая-то ошибка. Если формально смотреть кодекс об административных нарушениях, состав нарушения один – сопроводительный документ заполнен ненадлежащим образом. Формально все вот эти действия подпадают под одну статью - штрафы очень серьезные.
В основном проблемы у вологодских лесозаготовителей возникают в Ленинградской области, когда наши везут продукцию на экспорт»,
- говорят в департаменте лесного комплекса.
Так, например, 24 июля 2017 года сотрудники ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в ходе контрольных мероприятий на территории Бокситогорского района на автодороге Вологда – Новая Ладога проверили сопроводительный документ, оформленный ПАО «Бабаевский леспромхоз» для перевозки круглых лесоматериалов.
В результате проверки выяснилось, что в сопроводительном документе два пункта противоречат друг другу. Так, в пункте 7 было указано, что с этой древесиной была произведена сделка между ОАО  ЛХК «Череповецлес» и ООО «Стора Энсо Форест Вест». А в пункте 3 собственником древесины был указан ПАО «Бабаевский леспромхоз». В системе ЕГАИС не нашлось сведений о сделке, заключенной между ПАО «Бабаевский леспромхоз» и ООО «Стора Энсо Форест Вест». Также в документе не было указано место нахождения грузоперевозчика, пункты отправления и назначения не позволяли достоверно определить место пункта отправки и доставки древесины – не была указана даже область, куда она должна была поступить. Кроме того, в документе вместо подписи гендиректора стояла подпись рядового сотрудника.
vo26318_2.jpg
На время, пока шло разбирательство, автомобиль с древесиной был арестован. Штраф 500 тысяч рублей на Бабаевский леспромхоз наложили в городе Пикалево Ленинградской 25 октября 2017 года. Нарушения, действительно, были достаточно серьезными. Фирме удалось снизить штраф в два раза, но за три месяца лес был испорчен.
В ходе мероприятия «Лес» сотрудники ГИБДД Сямженского отделения полиции остановили в марте грузовик "Скания", который перевозил лесную продукцию без надлежащим образом оформленных документов. При проверке в системе «ЕГАИС» полицейские выяснили, что перевозка лесной продукции осуществлялась договору купли-продажи с истекшим сроком действия. По данному факту возбуждено административное расследование по ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ. Фото областного УМВД.

2 млн рублей штрафов

Департамент лесного комплекса Вологодской области не раз направлял предложения по исправлению работы системы ЕГАИС. Менять ее нужно на федеральном уровне.
«Нами было высказано, в частности, предложение разграничить ошибки. Например, когда в принципе нет подтверждающих документов и когда закралась ошибка. Предложения пока находятся на рассмотрении».
В 2017 году общая сумма штрафов за нарушения, касающиеся сопроводительного документа при перевозке леса, составила в Вологодской области более 2 миллионов рублей. В 2016 она была меньше в два раза – около 900 тысяч рублей.
Специалисты департамента связывают это с тем,  что в прошлом году были внесены изменения в перечень видов древесины, на которые распространяются требования как по сопроводительному документу, так и по внесению информации по сделкам с древесиной в ЕГАИС. В итоге в перечень вошли практически все пиломатериалы.
Фото: newsvo.ru
newsvo.ru