← Автомобильные грузоперевозки

«Врач трижды повторил: он умрет». Как и на что живет дальнобойщик, прикованный к постели после ДТП

Юристы советуют: уточняйте, что положено в случае травмы при устройстве на работу! Для дальнобойщика, попавшего в ДТП, помощь работодателя может оказаться неоценимой.

Вместо кабины большегруза — кровать с противопролежневым матрасом, за окном не бесконечная лента дорог — лишь кусочек неба да крыши домов: такая жизнь у 26-летнего дальнобойщика Александра Кныша началась почти год назад.
Летом 2017 года он был в рейсе в Башкирии, где попал в ДТП. Парень рассказал, как все произошло, а AUTO.TUT.BY попытался разобраться, какие гарантии в таких случаях есть у водителей-дальнобойщиков в их рискованной работе.
Мечта детства — дальнобой
«Вырасту и буду как папа ездить на огромной машине в разные страны», — думал еще подростком Саша. Парнишка помнил, как его отец, когда еще был жив, ездил на тягаче в рейсы. А когда возвращался, рассказывал о дальних краях, привозил сладости и красивые вещи в хрустящих заграничных пакетах. Но мечта сбылась не сразу. Сначала Александр отучился в строительном колледже, потом пять лет колесил по Минску на «газельке», принадлежащей стройтресту № 35.
— На предприятии были большие машины, и я все просил начальство: ну пошлите меня на курсы — хочу пересесть на тягач. Отказывали…
Тогда Александр за свои деньги отучился на курсах на категории С и Е, уволился из стройтреста и пошел в дальнобой.
— На дальних перевозках и зарплата получше. А мне так хотелось заработать, купить квартиру и перевезти туда маму и старшую сестру. Ведь мы всю жизнь живем в общежитии от стройтреста: выделили его еще моему отцу. Больше надеяться было не на кого и не на что — отец умер, 29-летняя сестра после травмы оказалась нетрудоспособной, а мамина зарплата была слишком мала…
02042018-12.jpg
Несколько месяцев парень поработал на одного перевозчика — ездил в Россию, а потом перешел в транспортную компанию «ДС-Логистик» — география поездок там шире: кроме России ездят они и в другие страны, в том числе европейские.
— Стажировку прошел нормально, поэтому меня отправили ездить в рейсы самостоятельно. Кроме России я побывал в Польше, Германии, Чехии, Австрии, Италии. Работу эту легкой не назовешь, но я ей очень радовался.
«Взял в рейс свою девушку, радовались, что едем вместе»
В конце июня Александра отправили в рейс в Казахстан — в эти края водитель еще не ездил, поэтому немного опасался: какие там дороги, условия, где поменять деньги… Парень предложил своей девушке Алине поехать вместе с ним — получится совместное путешествие.
— Мы радовались, что едем вместе. Ехали нормально, режим труда и отдыха я не нарушал, никаких гонок.
24 июня — в день, когда произошла авария, Александр отстаивался и отсыпался до 12.00, а поэтому «не был уставшим и за рулем не засыпал». Созвонился с диспетчером, сообщил, что у него все нормально и отправился в дорогу.
— Когда заехали на территорию Башкирии, пошел дождь. Дорога была узкая: по одной полосе для движения в каждом направлении. Помню, что, разъезжаясь с красной Scania, идущей со встречного направления, ее кабина задела мой прицеп. Почему так получилось — я не знаю. А потом помню момент, как навстречу мне летит DAF.
В доли секунды Саша решил, что сложит тягач с прицепом в «ножницы» — по его расчетам, встречный DAF тогда врежется в прицеп, а не в кабину, и они с Алиной не постарадают.
— В правый кювет машину положить я не мог — ведь с той стороны сидела Алина — весь удар бы пришелся на нее.
Но удар DAF все же пришелся на кабину тягача Александра, после этого он уже ничего не помнил…
02042018-13.jpg
«Чего приехали? Ваш сын умрет!»
Очнулся Александр уже в реанимационной палате больницы города Туймазы и долго не мог понять, где находится. На соседней кровати лежала Алина — она была в сознании и могла говорить. Врачи сообщили, что у ребят тяжелые травмы: У Алины переломы костей и позвоночника, у Саши перелом шейных позвонков, травмирован спинной мозг, из-за чего у парня перестали двигаться ноги, а руками он шевелил еле-еле. Сразу после ДТП ему сделали операцию.
— Мы от детей узнали, что они попали в серьезную аварию — ДТП произошло в субботу, а они нам позвонили в воскресенье. Я связалась с фирмой, на которой работал Саша, там выделили бусик, и в тот же день мы с моей двоюродной сестрой и Алининой мамой поехали в Башкирию, — подключается к беседе Сашина мама Анна Михайловна. — Там нас бесплатно приютили люди, которых мы нашли через интернет. Каждый день я ходила в больницу. Насчет здоровья Саши врач в Туймазы меня ошарашил: сказал, что зря я сюда приехала, мол, сын все равно умрет. Три раза он мне эти слова повторил…
О последствиях аварии Александр не знал. Мама, чтобы успокоить его, говорила, что с машиной все нормально, только небольшие поломки, которые уже устранили. В реанимацию к парню приходил башкирский следователь, но из-за своего состояния Александр не мог рассказать ему каких-то подробностей.
Через несколько дней ребят перевезли в больницу в Уфу.
— Алинке в Уфе сделали операцию: в позвоночник вставили металлическую конструкцию и она уже могла вставать на следующий день после операции. А я как слег, так и лежу до сих пор. Хотя уфимский врач Роза Раисовна мне тогда сказала: через полгода ты сядешь в инвалидное кресло, а еще через некоторое время встанешь на ноги, — вспоминает Саша.
«Получил первую группу, а с работы уволили…»
У Алины были не такие серьезные травмы, как у Саши, поэтому вскоре после операции родственники ее смогли перевезти в Минск. Деньгами для транспортировки помогли друзья и неравнодушные люди. Александр же попал домой только через полтора месяца — в августе, раньше везти его 2 тысячи километров запрещали врачи — состояние парня было еще очень нестабильным.
02042018-14.jpg
Анна Михайловна говорит, что представители фирмы «ДС-Логистик» в России, где работал Саша, раньше постоянно с ней связывались — спрашивали, как Сашино состояние.
— Фирма сначала хорошо помогала: переводили мне на карточку небольшие суммы, когда я была в Башкирии. Потом выделили Саше материальную помощь тысячу долларов и оплатили транспортировку до Минска — она стоила 3 тысячи долларов. Лечение в больнице покрыла медстраховка.
Дома Сашу ждали повторные операции и лечение в РНПЦ травматологии и ортопедии, потом реабилитация.
— Понятно, что работать уже я не мог, поэтому оформил инвалидность — дали мне первую группу, а с работы уволили по состоянию здоровья. После того как я приехал с реабилитации, мама тоже уволилась, чтобы присматривать за мной. Так мы потеряли ее зарплату, хоть и небольшую.
«Не спрашивайте, как живем»
Сейчас Анна Михайловна ежемесячно получает 199 рублей 32 копейки — деньги, которые полагаются человеку, ухаживающему за инвалидом. Саша, хоть и оформил инвалидность в ноябре, пенсию пока не получал — семья дожидалась, что травму признают производственной.
— На эти 199 рублей живем мы втроем: я, Саша и дочь Катя, которая работать не может, а инвалидность ей не дают. При этом 187 рублей мы должны платить за общежитие — оно у нас считается арендным жильем. Как живем? Не спрашивайте, — махнула рукой Анна Михайловна, и глаза ее наполнились слезами. — Если бы не друзья сына, которые периодически помогают деньгами и продуктами, то, наверное, и не выжили бы. Еще иногда помогают коллеги сына с работы — привозят нужные таблетки из-за границы: у нас они стоят гораздо дороже.
02042018-15.jpg
Анна Михайловна говорит, что сейчас из компании «ДС-Логистик» ей звонят очень редко, а помощь уже никакую не оказывают.
— Только если я позвоню, напомню о том, что Саша есть, то они мне перезванивают. Мне непонятно, будут они помогать еще или нет. Оформили травму сына как бытовую. Почему, я не совсем понимаю… А до нового года приходили повестки из отдела МВД в Башкирии — Сашу вызывали на допрос как подозреваемого в совершении ДТП. Понятно, что он не смог туда явиться…
«Мечтаю выйти из общаги на ногах и завести семью»
Сейчас у семьи надежда только на друзей и близких: они сделали специальную конструкцию, в которую помещают Сашу вертикально, повесили к потолку эспандер, помогают занести парня в душ. Ну, а остальное — в руках матери: она помогает делать зарядку, массажирует руки и ноги Саши, кормит его, переодевает, расчесывает и протирает тело.
— В июне мне нужно снова ложиться на операцию — удалять оссификаты (костяные наросты) с тазобедренных суставов. Потом реабилитация. Что будет дальше — я не знаю. Но очень хочется встать на ноги и выйти из общежития самому. Я даже задачу перед собой такую поставил — не появлюсь на улице, пока не буду ходить.
Саша очень мечтает, что уже в следующем году он выздоровеет, а потом сможет пройти медкомиссию и снова вернется на любимую работу — в дальнобой.
— А еще хочу завести семью: это главное для любого человека. И детей хочу, — сказал парень, а его мама тихонько заплакала.
В компании «ДС-Логистик» AUTO.TUT.BY удалось узнать, что по факту ДТП в Башкирии было возбуждено уголовное дело, в котором Александр Кныш фигурирует как подозреваемый. Его неоднократно вызывали на допросы, но по состоянию здоровья прибыть туда он не мог. Из-за этого расследование дела сейчас приостановлено.
— ДТП с дальнобойщиками в рейсах бывают. Но мы никогда не бросаем своих водителей. Так же произошло и с Александром. Еще неизвестно, кто будет признан виновным в той аварии — Саша сейчас подозреваемый, но несмотря ни на что, парня мы не бросили: выделяли материальную помощь и помогли с транспортировкой. Мы даже не поднимали вопрос по поводу тягача — он разбит и восстановить его было невозможно. Вопрос также был, почему он взял с собой пассажира, которого брать было запрещено.
В фирме пояснили, что на месте ДТП сразу был нанят адвокат, он там сейчас работает. Деньги с Александра за юридическую помощь компания не требовала.
— К сожалению, российская комиссия по труду, созданная при госструктуре, не может дать заключение, что травмирован Александр был на производстве, потому что следствие пока не закончено и неясно, кто виноват в ДТП. А дело не заканчивается, потому что Саша не может быть допрошен. Вот такой круг получается, который мы перепрыгнуть не можем.
02042018-16.jpg
Комментарий юриста: «Уточните, что положено в случае травмы, когда устраиваетесь на работу»
— В этой истории важно, чтобы работодатель признал, что его травма производственная. Для этого существует порядок расследования несчастных случаев и нанимателем составляется акт о несчастном случае на производстве, — говорит Сергей Хмылко, адвокат адвокатского бюро «Хмылко, Ярмош и партнеры». — При этом важно знать, что при таком расследовании наниматель вправе давать оценку и степени вины (грубой неосторожности) потерпевшего в зависимости от значимости нарушений, допущенных им. Однако каких-либо точных формул расчета степени вины законодательство не содержит.
Если водитель не виноват в ДТП, которое произошло, к примеру, ввиду отказа тормозов, то он вправе рассчитывать на полноценные страховые выплаты.
Однако если сам водитель допустил грубую неосторожность, к примеру, был в состоянии алкогольного опьянения или начал обгон, не убедившись в безопасности, то размер страховых выплат будет уменьшен в зависимости от его вины.
Отказ в составлении акта (включая непризнание факта несчастного случая, отказ в проведении его расследования), а также содержащиеся в нем сведения, в том числе о степени грубой неосторожности потерпевшего, могут быть обжалованы в суде.
Сергей Хмылко уточнил, что помимо страховых выплат, связанных с утратой трудоспособности, потерпевшему за счет обязательного страхования положены и дополнительные расходы: медицинская помощь, лекарства, специальный уход, реабилитация и т.п.
Кроме обязательного страхования, с которым водители-дальнобойщики отправляются в рейс, при травмировании на производстве им могут быть положены дополнительные выплаты уже со стороны нанимателя.
Для этого юрист советует работникам уточнять у нанимателя, есть ли в компании такие дополнительные документы, как:
1. Договор добровольного страхования ответственности нанимателя перед работниками, благодаря чему будут предусмотрены повышенные выплаты в случае причинения вреда своему работнику.
2. Коллективный договор, положение об оплате труда или положение о предоставлении материальной помощи, которые бы предусматривали компенсацию в случае травмирования.
— Как правило, все эти документы есть лишь на государственных или крупных частных предприятиях. Иметь их — это право работодателя, а не его обязанность. Этим правом пользуются не все, потому что это дополнительное финансовое бремя на предприятии.
AUTO.TUT.BY