← Дороги, инфраструктура

В Омске дали научное объяснение появлению трещин на дорогах: «Ну, вот так получилось»

11 апреля в рамках рейда «Безопасные дороги» общественники пытались выяснить причину некачественного ремонта дорог.

Инспектировали дороги начальник отдела дорожно-мостового хозяйства департамента городского хозяйства Асхат Сабитов, представитель общественного совета при министерстве строительства жилищно-коммунального комплекса Омской области, доцент СибАДИ Александр Лыткин и представители от «Единой России».
Вместе с журналистами они побывали на трех участках дорог в двух районах города. Проверили состояние дорожного полотна на Космическом проспекте, круговой развязке за Ленинградским мостом и по улице Суворова.
Первой комиссия оценивала дорогу в Октябрьском округе — смотрели состояние асфальта после зимы и прошлогоднего гарантийного ремонта. Никаких измерительных приборов не было, представители проверяли «на глаз». На дороге ровно посередине образовалась большая трещина. Причину ее возникновения никто объяснить не смог.
kosm12.jpg
Асхат Сабитов:
— В 2016 году ремонт данной дороги выполнялся подрядной организацией «Стройсервис» по программе «Платон». Все работы были приняты, но в 2017 году появились разрушения, и подрядчик устранил все замечания. Сейчас опять те же дефекты обнаружились. В организацию направлена претензия, до 1 июня замечания должны быть устранены.
Причину ежегодных разрушений дорог Сабитов назвать не смог, сказал, что это должны сделать представители подрядной организации. Также он сослался на то, что на все работы есть четыре года гарантии.
Представитель подрядной организации заявил, что три дня назад он уже говорил «все то же самое» о дорогах на проспекте Мира.
Юрий Пирожков, начальник ПТО «Стройсервис»:
— Вся технология во время ремонта дороги была соблюдена. Никаких нарушений не было. Со стороны контролирующих органов не было ни одного замечания. То, что на дороге образовалась трещина, это ненормально, но причину мы назвать не можем.
Тогда все с надеждой на разгадку обратились к представителю СибАДИ. Но оказалось, что научного объяснения относительно проблемы разрушающихся дорог тоже нет.
Александр Лыткин, доцент СибАДИ:
— Заказчик и подрядчик уже сказали о дефекте. Он незначительный. Это локальное шелушение и выкрашивание. Прошлогодние меры по устройству тонкого слоя износа по технологии «Сларри Сил» все-таки дали какой-то эффект. Если говорить о причинах появления этих дефектов, то на самом деле жаль, что жителям города не объяснить, почему через год они возникли. Тем не менее технический надзор велся достаточно скрупулезно, все показатели требованиям ГОСТ были соблюдены. Конкретного объяснения за исключением определенных догадок в настоящее время не существует. Есть только предположения на счет качества битума. Он у нас вообще в России очень низкого качества. Погодные условия, как причину, я полностью исключаю. Ливневая канализация здесь есть.
Александр Лыткин еще раз вслед за чиновником мэрии подчеркнул, что все гарантийные работы будут сделаны бесплатно, никаких бюджетных средств потрачено не будет. Более того, он подчеркнул, что «ничего смертельного здесь нет», и вопрос корреспондента портала Om1.ru о том, на что конкретно ежегодно тратятся внушительные суммы, назвал «любопытством». Кроме того, доцент СибАДИ заявил, что такие случаи бывают нечасто — трещины на свежем гарантийном покрытии появились только на трех объектах.
В итоге никто из специалистов так и не смог назвать причину появления ежегодных дефектов. Все при этом отметили, что работы были произведены без нарушений.
Резюмировал происходящее представитель науки словами: «Подрядчик очень серьезная организация, которая обладает не только техническим потенциалом, но и научным, и лаборатория у них классная! Ну, вот так получилось».
Между тем, к проверяющим вышли даже жители близлежащих домов. Они жаловались не только на то, что дороги остаются убитыми, несмотря на то что их ремонтируют каждый год, но и на опасный пешеходный переход, который не освещен и не имеет положенного схода с него — люди сначала попадают в грязь, а потом в большую лужу. Жительница сказала, что на переходе очень часто бывают аварии, и жертвами в том числе становятся дети.
Следующим объектом рейда стала круговая развязка за Ленинградским мостом.
Там ситуация оказалась чуть лучше, чем на Космическом проспекте — на дорогах были видны лишь мелкие трещины. Асхат Сабитов и Александр Лыткин отметили, что причиной удовлетворительного состояния дороги могло стать использование новой дорожной смеси.
Специалисты считают, что дорога за Ленинградским мостом находится в хорошем состоянии.
Александр Лыткин:
— Тут в верхнем слое покрытия уложена щебеночно-мастичная смесь. В этом году 25% дорог будут отремонтированы с использованием такой смеси, в частности, улица Карла Маркса и Красный Путь. Долговечность такой дороги увеличится в 1,5–2 раза.
Также доцент СибАДИ рассказал, что межремонтные сроки составляют 8–10 лет. Но через каждые четыре года нужно восстанавливать транспортно-эксплуатационные показатели дороги. Кроме того, дорожные организации ежегодно должны устранять возникающие ямы и заливать трещины.
om1.jpg
Сабитов и Лыткин в итоге смогли назвать только одну долговечную дорогу в городе, которая держится уже 12 лет, — это улица Масленникова.
Представители города и СибАДИ третьим объектом проверки выбрали дорогу на улице Суворова. На ней тоже не было заметных явных дефектов. И Александр Лыткин рассказал еще об одной новой технологии.
Александр Лыткин:
— На этом участке применялась технология горячего ресайклинга, когда старое покрытие разогревается, следом идет ремиксер, который перемешивает материалы, при необходимости добавляются битум и укладывается свежая асфальтобетонная смесь. Дорога, отремонтированная таким способом, сохранилась в идеальном состоянии. Ее делал «Стройсервис» — подрядчик, который в прошлом году отремонтировал 14 дорог, и всего на двух из них были обнаружены дефекты. Подрядчик использовал разные технологии, что говорит о том, что не всегда выбранный метод имеет решающее значение.
Почему для проверки были выбраны именно эти три участка, руководитель проекта «Безопасные дороги» Илья Бубнов объяснил тем, что где-то применялись новые технологии, где-то были жалобы от самих жителей.
Илья Бубнов:
— По Космическому проспекту были жалобы от жителей, поэтому мы поехали именно туда с проверкой. Следующей посмотрели круговую развязку за Ленинградским мостом, так как там была применена новая технология. Мы знали, что там больших нарушений нет. А мелкие трещины будут проливаться в этом году. Потом было внезапно принято решение посмотреть, в каком состоянии находится дорожное полотно на Суворова. Уже сейчас видно, что в этом году дороги перезимовали лучше, чем в прошлом, потому что стали использовать больше новых технологий.
Общественники, представители дорожного хозяйства и науки резюмировали, что в целом ситуация по ремонту дорог улучшается, а в том, что дороги все равно разрушаются, «нет ничего смертельного, просто вот так получилось». Наука здесь пока бессильна.
Видимо, причины возникновения ежегодных ям и трещин на дорогах сразу после их ремонта так и останутся очередной неразгаданной загадкой Омска, как источник постоянного неприятного запаха и незамерзающая в минус 30 полынья на Иртыше.
В городе продолжают происходить необъяснимые вещи.
Отметим, что на ремонт дороги на Космическом проспекте было потрачено 45 миллионов рублей, 76 миллионов ушло на круговую развязку за Ленинградским мостом и 30 миллионов рублей было израсходовано на работы на улице Суворова.
Всего на ремонт дорог в 2017 году выделялся 1 миллиард рублей.
jm12.jpg
Фото Ильи Варламова и Om1