«Опора России» выступила с инициативой простить, вслед за ИП, налоговые долги юридических лиц. Светлана Калинкина узнала, сколько компании должны государству, возможна ли подобная амнистия и, если да, то какие долги нужно простить в первую очередь.
Российское налоговое законодательство предусматривает обязанность уплаты налогов даже в случае, когда бизнес не ведется. Особенно это касается тех, кто использует ЕНВД, патентную систему налогообложения по УСНО, а также индивидуальных предпринимателей, обязанных производить отчисления во внебюджетные фонды с условного дохода, который может быть и не получен. При этом бизнес часто попадает в ситуацию, когда нельзя прекратить деятельность при наличии задолженностей по налогам, а налоги продолжают начисляться, так как деятельность не прекращена, и это – замкнутый круг, который законодатели пока не могут разорвать.
В соответствии с поручением Президента РФ и Законом № 436-ФЗ от 28 декабря 2017 года для граждан и индивидуальных предпринимателей предусмотрено проведение налоговой амнистии, которая предполагает списание безнадежной налоговой задолженности, а также пеней и штрафов, образовавшихся до 1 января 2015 года, по всем налогам, кроме НДПИ, акцизов, экспортного НДС и таможенных пошлин. То есть
предполагается списать долги почти трех миллионов индивидуальных предпринимателей на сумму около 16 млрд рублей.
Кроме того, будут списаны долги по страховым взносам за период до 1 января 2017 года, а это еще около 700 тысяч предпринимателей и почти 127 млрд рублей задолженности.
Принимаемые меры, по сути, призваны предоставить предпринимателям, которые по каким-либо причинам не осуществляют свою деятельность, возможность либо прекратить ее с уплатой последних налогов и платежей, либо попробовать перезапустить бизнес.
Уже после утверждения описанной выше фискальной амнистии «Опора России» озвучила предложение распространить амнистию не только на ИП, но и на весь малый бизнес в целом, который также находится под серьезным давлением недоимок по налогам.
В долгах?
По данным Росстата на 1 января 2018 года, задолженность бизнеса по налогам и сборам составляет более триллиона рублей, из которых 80 процентов – просроченная задолженность, штрафы и пени.
Более 43 процентов всей просроченной задолженности занимают долги по федеральным налогам, на долю местных и региональных налогов приходится около 26 процентов, остальная задолженность складывается из страховых взносов во внебюджетные фонды, а это более 30 процентов всей задолженности бизнеса.
При этом в структуре просроченной задолженности есть суммы, которые предприятия не платят уже десять и более лет. Например, долги по ЕСН – этот налог был отменен еще в 2001 году, но размер просрочки по нему все еще равен 4,8 млрд рублей. Понятно, что такая задолженность является безнадежной к взысканию, однако механизмов списания таких долгов пока нет. Причин накопления долгов перед бюджетом множество. Для кого-то это последствия кризиса, как внешнего, так и внутреннего, для кого-то это – просто неудачный старт.
Другая причина накопления недоимок перед бюджетом и внебюджетными фондами – сохраняющаяся высокая налоговая нагрузка на малый бизнес. При этом, несмотря на декларируемое снижение налогов и «замораживание» ставок, возрастает количество неналоговых платежей: курортный сбор, система «Платон», экологический сбор, увеличение штрафов. Тяжелым бременем на бизнес ложится и повышение требований надзорных органов к ККМ, онлайн-кассам и прочее.
Даже применение УСНО и других специальных налоговых режимов не позволяет существенно снизить налоговую нагрузку на бизнес, что ведет к возникновению задолженности перед бюджетом.
Недоимки по налогам ведут к блокировкам счетов и вынуждают бизнес проводить расчеты по сделкам наличными, что фактически уводит его в тень.
Невозможно получить кредит, и тем более государственную финансовую поддержку, при наличии просроченной задолженности по налогам. Хотя НК РФ предусматривает отсрочку и рассрочку, фактически воспользоваться льготой сегодня предприятия не могут, не существует отработанного механизма оперативного ее предоставления для компаний, испытывающих временные трудности. Поэтому проблемы предприятий наслаиваются одна на другую, не давая возможности развивать бизнес.
Списать нельзя помиловать
Списание всей суммы задолженности будет серьезным ударом по бюджету, поэтому оно маловероятно. Однако если налоговая амнистия будет касаться лишь безнадежных долгов, а также накопленных пеней и штрафов, то предлагаемая мера даст возможность либо насовсем прекратить неэффективный бизнес, либо через налоговую амнистию выйти из кризиса.
Другая сторона вопроса в том, что
бизнес, который исправно уплачивал налоги, не получает никаких льгот и преференций, в то время как недобросовестным налогоплательщикам могут быть прощены просроченные долги.
Поэтому сама идея амнистии малого бизнеса требует глубокого анализа проблемы.
Какие долги могут быть списаны, по каким налогам, если допустить мысль, что государство на это пойдет?
Во-первых, необходимо полностью списать долги по налогам, которые уже не взимаются.
Во-вторых, нужно обнулить задолженность, которую уже невозможно взыскать за давностью лет. При этом ФНС должна выступить инициатором банкротства или ликвидации подобных фирм.
В-третьих, можно разработать механизм предоставления рассрочки (отсрочки от уплаты) налогов в рамках государственной программы поддержки малого предпринимательства, освободив коммерсантов, желающих восстановить эффективность бизнеса.
Но в любом случае, к налоговой амнистии должен применяться крайне взвешенный подход, ведь списание налогов может послужить стимулом и дальше их не платить. Для того чтобы говорить о неблагоприятных последствиях налоговой амнистии, нужно сначала иметь представление о том, как она будет проводиться и каких видов недоимок она будет касаться. Если она не будет ущемлять интересы добросовестных налогоплательщиков и будет направлена на избавление от балласта теневых компаний и предприятий-однодневок, то такая инициатива должна быть поддержана. Если же речь будет идти о простом списании безнадежных долгов, то позитивного влияния на ситуацию в малом бизнесе такая амнистия не окажет. Простив долги раз, государство даст возможность недобросовестным предпринимателям надеяться на новые послабления.