← Автомобильные грузоперевозки

Для исполнения майских указов Путина "Платон" может быть расширен, а весовой контроль - ужесточен

Эксперты уверены: эти и другие меры позволят реализовать поставленные президентом задачи.

Новый майский указ президента предполагает, что доступного жилья и хороших дорог будет больше, жизнь станет длиннее, а половина бедных перейдет в средний класс. Во многом указ развивает программы, начатые в 2014-2017 годах, но цели, поставленные перед правительством сейчас, куда более амбициозны. О том, как их достичь, "Российской газете" рассказали эксперты Аналитического центра (АЦ) при правительстве РФ.

Кто заплатит за дороги

Приоритетный проект "безопасные и качественные дороги", реализуемый с прошлого года, исходя из указа, расширится. Он был направлен на ремонт дорог в агломерациях, а теперь включает региональную дорожную сеть. Фронт работ вырастет в девять раз, при этом прежние цели (85 процентов дорог в нормативном состоянии) не снимаются.

"Это потребует от правительства существенных усилий - как финансовых, так и организационных, - говорит эксперт Управления госпрограмм и бюджетирования АЦ Алексей Сафронов. - В указе отмечены способы мобилизации средств на ремонт дорог (использование государственно-частного партнерства, передача средств от акцизов на горюче-смазочные материалы в распоряжение бюджетов субъектов РФ, улучшение контроля за дорожными фондами) и увеличения долговечности уже отремонтированных. 

Можно ожидать расширения системы "Платон" и ужесточения наказаний за перевозки с нарушением весовых норм".

Второе направление - комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, который правительство должно утвердить до 1 октября. Он обеспечит развитие международных транспортных коридоров и повысит экономическую связность страны. Это позволит больше участвовать в транзите грузов между Китаем и Европой и ликвидировать инфраструктурные ограничения для экспорта, говорит Сафронов. Все перспективные населенные пункты соединят с административными центрами субъектов РФ дорогами, не ограничивающими их транспортную доступность, а сами центры соединят между собой скоростным железнодорожным и прямым авиасообщением.

Развитие магистральной инфраструктуры - цель еще более амбициозная, чем расширенный вариант проекта "безопасные и качественные дороги", подчеркивает Сафронов. Для ее достижения потребуются совместные усилия федеральных и региональных властей и частных инвесторов. "Конкретные формы этого соучастия еще предстоит определить, но можно прогнозировать, что реализовываться оно будет в рамках обновленной госпрограммы "Развитие транспортной системы РФ", - заключает эксперт.

Комментарий

«Исключительно важный пункт - подготовка к 1 октября плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Он должен решить проблему связности территорий колоссальной страны. 

Понятия "далеко" и "близко" определяются не километрами, а скоростью передвижения. 

План должен включать создание не только магистрального, но и регионального скоростного транспорта, потому что сейчас от Калининграда до Магадана можно добраться быстрее и дешевле, чем от иного районного города до ближайшего областного центра», - Виктор Ивантер, академик РАН, научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования.

На цифрах

Сквозная тема указа - внедрение цифровых технологий. По каждому из базовых направлений этой сферы (нормативное регулирование, кадры и образование, исследования и разработки, инфраструктура и безопасность) есть план в рамках программы "Цифровая экономика". Она будет дополнена направлениями, которые обозначены в указе.

Так, он требует внедрения гражданского оборота на базе цифровых технологий. Заместитель руководителя АЦ Евгений Кисляков поясняет, что на практике будут развивать идентификацию (опознание кого-либо или чего-либо) и аутентификацию (проверку подлинности) во всех возможных видах, в том числе с помощью "мобильной" или "облачной" электронной подписи, а также с использованием разных идентификаторов, например, номера телефона и водительских прав.

Бедность - за порог

Одна из целей указа - снижение уровня бедности в два раза. Под ним официальная статистика понимает долю населения с доходом ниже прожиточного минимума, в прошлом году она превышала 13 процентов. Задача сводится, по сути, к повышению реальных доходов в целом, их более равномерному распределению между социальными группами и сглаживанию региональных различий.

Правительство уже предприняло ряд шагов к этому. Так, МРОТ с 1 мая уравняли с прожиточным минимумом годичной давности. "Это должно существенно снизить уровень бедности среди работающих, служащий индикатором достойного труда в методологии Международной организации труда", - говорит заместитель руководителя АЦ Глеб Покатович. По данным выборочного обследования Росстата за апрель 2017 года, в стране было 7,3 процента работающих бедных.

Минтруду вместе с другими ведомствами поручено завершить подготовку проекта закона об учете данных о трудовой деятельности работников в электронном виде. 

Электронные трудовые книжки облегчат оформление пенсий и документов при переходе с одного на другое место работы

 и помогут решить задачи формализации занятости при обеспечении гибкости рынка труда, отмечает Покатович.

Формализация занятости - это, в свою очередь, одно из важнейших условий, позволяющих решить задачу устойчивого роста денежных доходов и снижения бедности. За последние 15 лет ВВП России и производительность труда выросли в 1,6 раза, а коэффициент Джини (показывает степень неравенства различных вариантов распределения доходов, шкала - от нуля до единицы) после длительного периода роста с его максимумом 0,422 в 2007 году начал снижаться и достиг 0,412 в 2017 году.

Александра Воздвиженская