Крайний Север — суровый, своенравный регион. Не каждого он принимает. Поэтому для северных районов России едва ли не самым важным является транспортная логистика и перевозка грузов в регион, потому что далеко не все места освоены и даже открыты.
Korabel.ru поговорил с Алексеем Трофимовым, генеральным директором компании "А-Сервис" о перевозках в условиях Крайнего Севера, о преимуществах и реализованных проектах.
- Алексей Александрович, "А-Сервис" является одной из крупнейших компаний, оказывающих услуги на рынке перевозок грузов в районы Крайнего Севера. В чем ваше преимущество перед другими компаниями, работающими на Севере?
- Наша команда проделала большую работу для того, чтобы одними из первых начать доставку груза в эти районы на коммерческой основе. Два года готовили проект по перевозке груза по Севморпути и только в 2012 году получилось его реализовать.
Мы имеем собственную терминальную площадку и склады в Новосибирске, Певеке и обособленное подразделение в Якутске на территории речного порта. Это позволяет нам хранить и перерабатывать грузы, а также просчитывать оптимальную логистику для клиента.
Что собой представляют дороги Крайнего Севера, мы знаем не понаслышке — специалисты нашей компании неоднократно сопровождали проектные грузы по Севморпути и зимникам Чукотки и Якутии.
- Вы перевозите груз по Северному морскому пути?
- Да, начиная с 2012 года, мы на ежегодной основе осуществляем грузоперевозки морскими судами по Севморпути до порта Певек. У нас заключены прямые договора с собственниками морских судов, многих судовладельцев знаем лично. Нашим приоритетным партнером в этом направлении является "Северное морское пароходство".
В навигацию 2017 года отправили два судна с грузом для строительства береговой инфраструктуры ПАТЭС в Певеке, а также модули и трансформаторы для строительства подстанции на месторождениях Кекура и Песчанка.
- Какие грузы перевозите? Какими видами перевозок? Расскажите, пожалуйста, о том, как выполняете операции
- Основную часть грузов доставляем морскими судами в период навигации по Северному морскому пути из Архангельска в Певек, в рамках Северного завоза. Из Певека доставляем грузы в Билибино, на рудник Каральвеем, месторождения Майское, Кекура, Песчанка, Клен. Перевозим генеральные грузы, контейнеры, оборудование и технику для промышленности северных регионов. Навигационный период длится с июля по ноябрь. Иногда, из-за сложной ледовой обстановки, приходится возвращать суда в порт приписки в сопровождении атомного ледокольного флота.
По Якутии доставляем речными судами и баржами по Лене, а также по зимникам. 81% территории региона относятся к категории труднодоступных и отдаленных. Многие населенные пункты отрезаны не только от "большой земли", но даже от районных центров. В навигацию завозим грузы в порты Ленского бассейна: Ленск, Олекминск, Мохсоголлох, Якутск
Тикси и конечная точка пгт Черский (порт Зеленый Мыс). Лена – это главная артерия, которая соединяет многие населенные пункты и обеспечивает завоз не только строительных грузов, техники, но и товаров первой необходимости.
Большая часть Якутии и Чукотского автономного округа не имеет постоянного автомобильного сообщения. В зимнее время для доставки грузов используются автозимники. Грузовики двигаются по руслам замерзших рек, дороги пробиваются в снегу между поселками. Часто зимники и перевалы заметает снегом, что можно неделю откапываться. Бывает, что уже и речки вскрываются, поэтому преодолеваем путь вброд. Не зря "зимники" называют "дорогами жизни" для северян.
- Крайний Север — во многом неосвоенный регион. Какие виды транспорта для перевозки эффективны там?
- Самые эффективные - грузовики повышенной проходимости (УРАЛы, Камазы, МАЗы) и вездеходы. Летом транспорт идет по тундре, по болотине, вброд через мелкие реки и на паромной переправе.
Зимой мы используем грузовые автомобили. Водители Севера - отважные люди. Во время пути они преодолевают серьезные препятствия, опасные перевалы, наледи.
Иногда транспорту требуется помощь, поэтому привлекаются бульдозеры для сопровождения колонны, чтобы расчищать перевалы, вскрывать лед на неглубоких речках, где-то подтолкнуть или вытянуть застрявшую технику.
- Откуда черпаете кадры? Ведь зачастую успех компании обусловлен профессионализмом коллектива
- Мы стараемся растить кадров самостоятельно: берем на стажировку и подработку студентов профильных ВУЗов. Затем отбираем наиболее перспективных ребят, помогаем готовить дипломы на актуальные темы логистики. В итоге, к концу обучения у нас уже будет готов специалист. А что касается водителей, то в первую очередь смотрим на опыт.
- Ваша компания имеет ряд филиалов и представительств по всей России. Но головной офис находится в Новосибирске. С чем это связано?
- Новосибирск находится в удобном часовом поясе. С утра мы работаем с Чукоткой и Республикой Саха, после обеда - с Москвой и Санкт-Петербургом, где работают наши основные заказчики.
С точки зрения логистики Новосибирск имеет удобное географическое положение. Отсюда мы отправляем железнодорожные контейнерные составы в Якутию (станция Томмот и Нижний Бестях) и в Архангельск. Кроме этого, наличие собственного контейнерного терминала, площадью 5 Га, склада и автопарка грузовиков позволяет консолидировать грузы, для последующей отправки на Север.
- Сегодня Россия активно развивает транспортно-логистическую инфраструктуру Арктической зоны страны. Как оцениваете прошедшую навигацию и какие значимые проекты осуществила компания "А-Сервис"?
- Для нас навигация по Севморпути 2017 года прошла крайне удачно. Мы зафрахтовали три судна и направили их в Певек. Одно судно — из Владивостока, два - из Архангельска.
Из Владивостока доставили 2 300 т щебня для строительства гидротехнических сооружений плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) "Академик Ломоносов".
Академик "Ломоносов"
Второе судно, "С. Кузнецов", доставило грузы для "Росатома" (ПАТЭC), холдинга "Millhouse" (Баимская ГДК), компаний "Базовые металлы" (месторождение Кекура), "Чукотснаб", "Трест Запсибгидрострой" и др.
Помимо стройматериалов, модулей и техники, на судне было отправлено два тяжеловесных груза. Первый - мобильная модульная подстанция на низкорамном трале, весом 67 т, для строительства энергоисточника на месторождении Песчанка в Билибинском районе Чукотки. Второй - силовой трансформатор, весом 43 т, для месторождения Кекура.
На третьем судне "Иоганн Махмасталь" доставили оставшуюся часть груза: модульные блок-контейнеры, трубы, биг-бэги и сборные грузы в морских контейнерах.
Всего за три рейса было доставлено свыше 20 000 т груза.
В навигацию по Лене, из Якутска ежегодно доставляем 14 000-15 000 т груза. Доставляем грузы на строящиеся предприятия "Полиметалл". Являемся основными перевозчиками на месторождение Нежданинское и месторождение серебра Прогноз.
Наша компания уже много лет работает с Билибинской атомной электростанцией. Вот несколько проектов, реализованных совместно с АЭС: доставка оцинкованной стали, перевозка 100 т кабеля, оборудования и спецтехники.
Ежегодно компания "А-Сервис" принимает участие в интересных и сложных проектах. Мы рады, что доставляем грузы для реализации таких крупных проектов, как строительство первой в мире ПАТЭС или воздушной линии электропередачи 110 кВ Билибино – Песчанка – Кекура.
- Алексей Александрович, что планируете реализовать в навигацию 2018 года?
- Сейчас мы вывозим по зимнику груз из Певека в Билибино и на месторождение Песчанка. Первая автоколонна из 24 автомобилей уже доставила жилые модули на Песчанку. В середине апреля повезем туда мобильную модульную подстанцию и трансформатор на Кекуру. Впервые по зимнику будет доставляться груз такого веса.
В навигацию 2018 года планируем отправить более 5 судов по Севморпути. Первый рейс запланирован на конец июня, последний — на конец сентября.
Уже подписаны соглашения с "Северным морским пароходством" и ведутся переговоры с крупными грузоотправителями.
Это будет тяжелый и интересный сезон. Мы планируем отправлять суда из Архангельска практически раз в месяц и задействуем перевозки по Лене. Много работ будем возлагать на наше подразделение в Якутии.