Следственный комитет раскрыл коррупционную схему в отделе сохранности дорог Смоленскавтодора. Его сотрудники за взятки помогали фурам "похудеть".
Хитрая схема заработка всплыла наружу
Смоленскому «Автодору» не привыкать к пристальному вниманию следователей. То в главный офис компании с обысками заглянут следователи, то бывшего руководителя оперативники начнут искать по всему миру. В общем, веселая жизнь у сотрудников компании. Но на днях она стала еще задорней — сотрудники Следственного комитета задержали троих сотрудников организации по подозрению в коррупции. И это вроде бы не конец преступной цепочки — правоохранители утверждают, что в деле замешаны и должностные лица «Автодора».
Мы ремонтируем — мы же и убиваем дороги региона
Говорить о том, что «Автодор» ремонтирует большую часть дорог области, конечно, нельзя. Куда правдивее будет заметить, что организация выигрывает бОльшую часть тендеров на ремонт дорог в Смоленской области. Минимум в половине случаев после этого, компания заключает договоры с подрядчиками, но за меньшую сумму. Ничего противозаконного в таком поведении «дорожников» нет — имеют право. Тем более, гарантийные обязательства после этого ремонта все равно ложатся на плечи СОГБУ.
Но помимо гарантии, у компании есть и еще одна обязанность — обеспечение сохранности подведомственных дорог. Для этого у «Автодора» есть даже специальный отдел — его сотрудники и «погорели» на получении взяток.
Дело в том, что у каждой дороги есть определенный лимит по весу транспорта, который по ней проезжает. Логично, что большегруз нанесет дороге больше повреждений, чем обычная легковушка. Именно поэтому, 2 года назад правительство ввело налог «ПЛАТОН» для дальнобойщиков. Но он оплачивает износ и ремонт трасс федерального значения.
Для городских, межрегиональных и муниципальных дорог предусмотрен немного другой план действий. Владельцы большегрузов обращаются к ответственной компании (вот и отдел сохранности автомобильных дорог Смоленскавтодора, от которого мы немного отошли). Та взвешивает автомобиль, и, если он превышает установленный норматив — берет с перевозчика дополнительную оплату. Взамен, большегрузу выдается пропуск. При его отсутствии, сотрудники ДПС могут остановить автомобиль, отправить его на пункт весового контроля и выписать перевозчику нехилый штраф. Опять же, все законно, никаких нарушений. Если бы не одно маленькое НО.
У любого норматива есть установленная предельная норма. То есть вес автомобиля, который пропускать на данную дорогу нельзя — она попросту убьется. Вот тут-то смоленские «дорожники» и нашли свой способ озолотиться.
За определенную мзду (по сведениям правоохранительных органов размер взятки варьировался от 285 тыс до 2,7 млн руб) сотрудники отдела помогали грузовикам-нарушителям экстренно «похудеть». Правда, не в реальной жизни, а всего лишь на бумаге.
По версии правоохранителей, работать преступная группировка могла аж с 2013 года. Так что, масштаб трагедии (для рядовых автомобилистов) и размер денежных мешков (для заинтересованных лиц) вырисовывается просто поразительный.
К чему это приводит
Так что, когда вы едете по, казалось бы, свежеотремонтированной дороге и попадаете колесом в новенькую же яму (например, на улице генерала Паскевича — не спешите материть рядового дорожника, вполне возможно, что он то свою работу выполнил качественно.
Но есть и куда более плачевные последствия таких действий. В пятницу, 1 июня в Смоленском районе ввели режим чрезвычайной ситуации, из-за катастрофического состояния дороги в катынском сельском поселении. Но для «Автодора» это скорее положительная новость — благодаря режиму ЧС, за ремонт «дорожники» примутся, минуя стадию тендера. Вот такой порочный круг.