Назвать новинкой громадный трактор Belarus–4522, под капотом которого целых 450 лошадиных сил, можно с известной натяжкой. Его прототип впервые показали в 2015–м, а буквально на днях состоялась презентация еще более мощного 500–сильного Belarus–5022.
Но если его доводить до ума будут еще довольно долго, то Belarus–4522 уже осенью готов пойти в серийное производство и отправиться к первым покупателям. Определенные рекомендации аграрии могут дать прямо сейчас. Который год новинку тестирует сельскохозяйственный комплекс «Острошицы», что всего в пятнадцати минутах езды от Минска. Там мы и устроили этакий тест–драйв белорусскому силачу.
Когда техника барахлит, выходит из строя, становится на прикол, особенно в самый разгар посевной или уборочной, — это едва ли не ЧП. Но пока богатырю прощают все огрехи. Все–таки на «испытательном сроке». Управлять им, к слову, может любой, кто освоил уже привычный для наших аграриев трактор Belarus–3522 мощностью 350 лошадиных сил. Но сейчас механизаторы и конструкторы должны быть очень придирчивы: скрупулезно выискивают в нем слабые места, заносят в специальную книжку учета. Впрочем, когда тяжело в учении, легко в бою... Весной он учился пахать. Сейчас возит корма. Причем одновременно в таких объемах, которые его предшественникам и не снились. Работа, само собой, найдется и на уборочной.
— Наработка Belarus–4522 составляет уже около 2 тысяч часов, хотя, для того чтобы пройти приемочные испытания, а затем и быть поставленным на производство, он должен отработать вдвое дольше.
По итогам испытаний конструкторы усилили ведущий передний мост и бортовые редукторы. Дошлифовали трансмиссию, подогнали ее под технологический процесс. Первоначально ее поставили с оглядкой на трактор предыдущего поколения, однако со всеми предложенными задачами она не справилась, — говорят на Минском тракторном заводе.
За становлением трактора Belarus–4522 инженер–конструктор Евгений Кузьмиченок, знающий его до винтика, наблюдает в динамике. Признается: если раньше в Острошицы приходилось ездить едва ли не каждый день, то теперь, когда «сырой» трактор уже практически превратился в «боевую единицу» сельского хозяйства, — примерно раз в две–три недели.
— Благо ехать недалеко. Партнера по испытаниям (а с ним у нас кооперация давняя), впрочем, мы выбирали не только исходя из географического фактора. Здесь — подходящие для этого трактора поля. Среднеконтурные.
Хотя Логойщина, как и вся Беларусь, — не Казахстан и не Россия с их бескрайними полями на сотни километров. Именно просторы, где пахать — не перепахать, и есть то самое место, где белорусский тяжеловес может показать себя во всей красе. А чтобы внезапно, посреди пашни, не закончилось топливо, технику оснастили огромным баком. Заправил 650 литров — и вперед.
— У белорусов к нему тоже интерес есть, — замечает главный инженер СК «Острошицы» Дмитрий Полонников. — За отзывами мне звонили предприятий пять. Да и нам бы такой в хозяйстве на постоянной основе уж точно не помешал.
Но только когда наши производители задумаются о выпуске к нему линейки соответствующих агрегатов. Надеемся, это произойдет, когда трактор пойдет в серию, а значит, возникнет экономическая целесообразность. Вот смотрите. Имеющийся двигатель вроде бы позволяет выполнять сразу несколько операций одновременно, увеличить производительность. Если Belarus–3522 за один проход может вспахать полосу шириной 3,60 м, то 4522 — при таком же расходе топлива — 5,5. Но навесить на 450–сильный трактор мы можем максимум девятикорпусный плуг, а ведь он и двенадцатикорпусный, который в нашей стране сейчас никто не производит, запросто потянет... Так зачем переплачивать за мощь?
Справка: мощнейшим в мире трактором на данный момент считается Challenger MT 975, серийно выпускаемый в США. Он оснащен дизельным 24-клапанным двигателем объемом 18,1 литров и мощностью в 600 л.с.
Фото Алексея Столярова