Нехватка квалифицированных водителей стала настоящей проблемой не только в США и Европе, но и в странах СНГ. Некоторые перевозчики уже объявили о повышении тарифов, вызванном дефицитом дальнобойщиков.
Проблема нехватки квалифицированных водителей затронула всю Европу, в том числе Беларусь и Россию. Это подтверждает возрастной состав водителей и количество новых водительских удостоверений.
Нехватка водителей в Испании, Германии и Великобритании
По информации Главного управления дорожного движения Испании около 70% водителей грузовиков в этой стране старше 50 лет. В 2017 году около 253 тысяч водителей имели действительные права категорий С или С+E: 32 тысячи — водители в возрасте 60-64 года, 40 тысяч — в возрасте от 55 до 50 лет, 42 тысяч — 50-54 года. Таким образом, только 28% водителей в Испании младше 50 лет.
В Германии ситуация не лучше. По информации Ассоциации немецких логистов и экспедиторов (DSLV) около 66% водителей-дальнобойщиков в течение 15 лет уйдут из профессии. Всего по итогам 2016 года в Германии водительскими правами категорий С или С+E обладают около 1,5 миллиона граждан, при это только полмиллиона младше 45 лет.
Бывший руководитель Федерального союза транспортировки грузов и логистики Дирк Энгельхардт одной из причин уменьшения количества водителей грузовиков назвал отмену воинской обязанности. Ежегодно около 15 тысяч немецких водителей обучались управлению грузовиком именно в Бундесвере.
Британцы называют цифру — 50 водителей в день. Именно с такой скоростью растет дефицит профессионалов в отрасли, по подсчетам газеты The Sun.
В 2017 году средний возраст водителей грузовиков из Великобритании был приблизительно равен 55 годам. В 2015 году эта цифра была 53 года, 13% от всех водителей были старше 60 и только 2% — младше 25.
Одна из причин, по которой молодые люди выбирают другие профессии — высокая стоимость вхождения в профессию и нелегкие условия труда. Всего британские компании привлекли около 60 тысяч иностранных водителей.
Однако в Восточной Европе, где компании Запада привыкли искать квалифицированных сотрудников, наблюдается тенденция к уменьшению количества обучаемых водителей.
Проблемы в Польше, Литве и России
В Польше уже не хватает около 100 тысяч водителей, сообщает консалтинговое агентство PricewaterhouseCoopers в отчете «Рынок труда водителей в Польше». Наибольшему количеству водителей грузовиков в Польше от 45 до 50 лет. Количество выдаваемых водительских удостоверений категорий С или С+Е уменьшается в геометрической прогрессии. Если в 2006 году около 300 тысяч поляков получили такие права, то в 2011 — лишь 48 тысяч.
Около 20% транспортных компаний в Польше испытывают постоянные проблемы с водительскими кадрами, 60% — назвали это периодической проблемой.
При этом в Польше наблюдается рост спроса на автомобильные перевозки.
Молодежь Польши отказывается идти в профессию, в том числе, из-за высокой стоимости обучения. Чтобы получить необходимую квалификацию потребуется потратить около 2 тысяч евро за прохождение всех водительских курсов.
Аналогичная ситуация наблюдается и в Литве. Это подтверждают слова президента «Linava» Эрландаса Микенаса: «В Литве наблюдается острый дефицит водителей-международников. По данным Биржи труда, в этом году (2016 — ред.) в Литве было трудоустроено 13 000 иностранных граждан, из них 87% были приняты на работу в качестве водителей грузового транспорта. Насколько я понимаю, в Литве без работы остаются те водители, у которых нет мотивации. Они сами не хотят работать, а работодателям такие сотрудники тоже не нужны. Между тем молодёжь со „свежими“ правами идёт нарасхват, у молодых водителей есть возможность выбирать место работы. Вопрос зарплаты актуален в любой сфере, но всё же водители относятся к категории высокооплачиваемых сотрудников. К сожалению, их постоянно не хватает — несмотря на то, что работодатели водителей мотивируют новыми автомобилями, разного рода надбавками и т.д.».
Уменьшается количество водителей грузовиков и в России. В 2017 году количество новых обладателей удостоверений категории «С» снизилось со 124 600 до 106 400, права категории «D» оформили 37 900 человек (в 2016-м — 42 300), категорию «С1» на управление грузовиками массой от 3,5 до 7,5 т открыли 1100 водителей, тогда как годом ранее их было 43 700.
Белорусские реалии
В Беларуси профессия водителя входит в тройку самых востребованных в стране. Так в декабре 2017 года, только по официальным данным в банке вакансий, который организован Государственной службой занятости, значилось 2164 свободных вакансий для водителей, при этом количество соискателей на эту должность было меньше в три раза.
В конце февраля в Беларуси вступила в силу одна из норм Декрета № 7 «О развитии предпринимательства», которая должна улучшить климат для международных перевозчиков. Компаниям разрешили брать на должность водителя-международника водителей без стажа.
Порталу грузоперевозок Transinfo это нововведение прокомментировал Сергей Зайченко, начальник отдела организации перевозок ООО «РАЙЗИНГ» (R Group):
— На сегодняшний день транспортные компании Беларуси ощущают нехватку водительских кадров. Отмена требований к стажу водителей-международников несомненно поможет привлечь молодежь в данную сферу. Но не стоит забывать о повышении уровня подготовки в автошколах — необходимо увеличить количество практических и теоретических занятий. R Group проводит дополнительное обучение для водителей, принятых на работу. Естественно, больше внимания мы уделяем темам, связанным с международными перевозками грузов, чтобы углубить знания наших водителей по темам: крепление грузов, нагрузка на оси, международная документация.
Нехватка кадров ведет к увеличению цены на грузоперевозки
На Западе ситуация с нехваткой кадров уже подталкивает работодателей к увеличению расходов на поиск и обучение новых водителей. Автоматически это отражается на стоимости конечных услуг.
Так, компании Hermes Germany и GO! Express & Logistics заявили об увеличение тарифов на транспортные услуги на 4-4,5%. В пояснении к этому изменению цен на свои услуги компании назвали необходимость инвестировать в сотрудников.