В Китае водители большегрузов организовали масштабные акции протеста. Они намерены продолжать их и угрожают своим коллегам, не пожелавшим примкнуть к забастовке.
В Китае бастуют дальнобойщики. Стихийные акции протеста, организованные ими на крупных автодорогах страны, могут повториться в ближайшее время – об этом заявляют активисты из числа протестующих.
В забастовке принимают участие тысячи дальнобойщиков по всей Поднебесной. В крупных городах страны (в том числе в Чунцине и Шанхае) они, управляя своими автомобилями, выстраиваются в колонны, медленно ездят по шоссе и магистралям и сигналят, всячески привлекая внимание общественности к лозунгам, написанным на прицепах.
Какие причины заставили дальнобойщиков организовать протестное движение? Во-первых, это стремительный рост цен на топливо. Во-вторых – штрафы, которые, по словам водителей, зачастую выписываются камерами фиксации нарушений в случайном порядке и приходят водителям, не нарушавшим ПДД.
Но главной причиной протеста активисты называют созданную компанией Mangbang онлайн-платформу, которую в Поднебесной часто сравнивают с Uber. Этот сервис позволяет грузоперевозчикам и грузоотправителям находить друг друга c помощью интернета. Удобная в использовании, платформа быстро набрала популярность среди дальнобойщиков и транспортных компаний Китая. Но всеобщее распространение сервиса привело к резкому обострению конкуренции и, как следствие, снижению тарифных ставок, которое на фоне резко подорожавшего топлива ощутимо ударило по кошелькам водителей и перевозчиков.
Стоит отметить, что протесты дальнобойщиков в Китае проходили и раньше, однако западные СМИ узнали о них только в середине июня. Это объясняется довольно жесткой цензурой, действующей в китайском сегменте интернета. Однако в последнее время акции протеста охватили всю страну, и «Великий китайский фаерволл» уже не справляется с возросшим потоком информации.
Протестующие призывают бойкотировать сервис, принадлежащий Mangbang и требуют снизить цены на топливо. При этом настроены водители довольно агрессивно: они угрожают своим коллегам, не пожелавшим присоединиться к акции. Сообщается, что несколько грузовиков, принадлежащих отказавшимся от забастовки дальнобойщикам, подверглись вандализму.
- Мы просто пытаемся выжить, - жалуется один из водителей в беседе с журналистом South China Morning Post. – Мы не можем зарабатывать на жизнь, когда тарифы на перевозки жестко демпингуются, а цены на дизельное топливо растут.
- Мы не планируем забастовки, они происходят стихийно, - рассказывает другой дальнобойщик. – У нас нет лидеров или организаторов, просто мы поддерживаем связь друг с другом.
Дизельное топливо в Китае действительно выросло в цене, причем – довольно ощутимо. Еще в прошлом году оно стоило не более 5,6 юаня (около 54 рублей). Сегодня же его цена перевалила за 7 юаней (около 64 рублей) и продолжает расти вслед за ценой на нефть.
Что же касается компании Mangbang, то она на протесты никак не реагирует: официальные лица хранят молчание.
По данным министерства транспорта КНР, в стране трудится более 18 миллионов водителей большегрузных транспортных средств. Есть и неофициальные данные, согласно которым водителей около 30 миллионов. Ясно одно: количество бастующих весьма велико, и игнорировать интересы этой социальной группы правительство не может.
Недавно власти Китая объявили о модернизации дорожной инфраструктуры, которая произойдет в ближайшем будущем. Вдоль крупных автодорог появятся многочисленные «drivers homes» - специальные пункты, в которых водители смогут не только переночевать, принять душ и подкрепиться, но и провести необходимое техническое обслуживание, ремонтные работы.
Правозащитник из Гонконга Джефф Кротелл уверен: таких мер явно недостаточно для того, чтобы протесты прекратились.
«Я уверен, что в ближайшие месяцы протестная активность будет возрастать, особенно если цены на топливо продолжат расти»,
- утверждает он. – «Действия, предпринимаемые правительством, не смогут повлиять на ситуацию: они слишком поверхностны. Водителям нужна достойная зарплата, а не мотели».
В апреле этого года Академия социальных наук КНР опубликовала данные исследования, согласно которым в 2016 году средняя зарплата китайского дальнобойщика составляла 8000 юаней (около 77 тыс. рублей). При этом отмечалось, что водители работают в исключительно тяжелых условиях и проводят за рулем более 12 часов в день. Авторы исследования утверждают: дальнобойщики Китая, в большинстве случаев, спят прямо в грузовиках. Многие из них месяцами работают без выходных.