← Автомобильные грузоперевозки

«Это было ужасно»: исповедь водителя, работавшего в службе доставки Amazon

https://rb.ru

Программа Amazon Flex предлагает американским водителям с личным автомобилем подрабатывать, доставляя заказы со склада клиентам. Журналистка издания The Atlantic Алана Сэмьюэлс решила попробовать себя в роли курьера и узнать, действительно ли удобно пользоваться этим сервисом.

Уверена, я выглядела очень смешно, когда ковыляла по деловому центру Сан-Франциско с полными руками посылок, а потом уронила одну, наклонилась чтобы ее поднять, уронила другую, а затем следующую.

Но вот только мне было не очень весело. Я записалась на подработку в программу Amazon Flex, которая платит обычным людям за доставку заказов на личных автомобилях от $18 до $25 в час, без вычета расходов. Я торопилась доставить заказ до того, как мне выпишут штраф — днем в деловом центре Сан-Франциско практически нет парковочных мест для некоммерческих автомобилей. Внутри меня закипал гнев, когда я разносила посылки по офисам технологических компаний, где платят огромные зарплаты и бесплатно кормят, в то время как ее сотрудники, казалось, целыми днями только сидят и делают покупки в интернете. Технологии облегчают жизнь этих людей, а вот моей лишь добавляют стресса.

Добро пожаловать в будущее доставки. Все больше людей совершают покупки в интернете, и таким компаниям, как Amazon, приходится обращаться к независимым подрядчикам (фактически к любым людям, у которых есть машина), чтобы доставлять заказы. Программа Flex особенно важна для быстрорастущего бизнеса Amazon — в прошлом году компания доставила 5 миллиардов товаров с помощью Amazon Prime — она больше не может полагаться на стандартные методы доставки вроде FedEx и UPS. Flex особенно помогает Amazon в самое загруженное время — например, в сезон праздников или распродаж. Еще один плюс программы — она дешевая и позволяет компании сэкономить немало денег.

Amazon запустила Flex в более чем 50 городах США, включая Нью-Йорк, Индианаполис и Мемфис. Компания не говорит, сколько всего водителей с помощью нее подрабатывает, но один экономист из Сиэтла посчитал, что в Калифорнии в период с октября 2016 по март 2017 в программе поучаствовало 11262 водителя. Эту информацию Amazon предоставила ему для защиты в суде по делу о водителях Flex.

Для подработки в Amazon Flex мне пришлось скачать специальное приложение, пройти проверку и посмотреть 19 видеороликов, в которых детально описывался весь процесс доставки (за время просмотра мне не платили плюс не было гарантии, что после него меня возьмут на работу). В видео рассказывалось о разных моментах работы, например, что делать, если покупатель отказывается от заказа или как правильно доставлять алкоголь (просто спросить, сколько лет получателю, недостаточно — надо проверить паспорт). После каждого ролика нужно было проходить небольшой опрос, так что приходилось смотреть внимательно.

Через несколько недель меня одобрили в качестве водителя, и я записалась на свою первую смену. Она выпала на вторник с 11:00 до 14:30. Нужно было доставить заказы из центра логистики Amazon на юге Сан-Франциско в 30 минутах от моего дома. За разные смены платят по-разному. В приложении было сказано, что за мою 3,5-часовую смену я заработаю $70, правда стоило учесть, что за бензин и проезд я буду платить сама.

Я начала догадываться, что моя смена не будет такой расслабленной, еще когда приехала к складу Amazon, чтобы забрать посылки. Мне нужно было отвезти 43 заказа всего по двум адресам — в два офисных здания на Маркет-стрит, самой оживленной улице делового центра Сан-Франциско. А значит мне предстояло ехать в центр в середине рабочего дня, припарковать где-то автомобиль и разносить посылки по этажам и офисам двух зданий.

«Где мне там припарковаться?», — спросила я у двух сотрудников, которые направляли автомобили на складе. Оба в ответ лишь пожали плечами и сказали, что большинство водителей обычно получает штрафы.

По приезде на адрес оказалось, что мне нужно подняться на грузовом лифте в задней части здания, где негде было припарковаться. Из-за пробок на дороге прошел уже час моей смены, а я до сих пор не доставила ни одного заказа. Мне пришлось оставить машину на парковке для грузовиков, схватить посылки и быстро пойти к зданию.

Я старалась двигаться как можно быстрее, чтобы не оставлять автомобиль без присмотра на слишком долгий срок. Походив кругами, я вернулась на улицу, куда приехала, и обнаружила у машины контролера парковки, который собирался выписать мне штраф. Я объяснила свою проблему — сказала, что занимаюсь доставкой для Amazon и мне просто негде было припарковаться. Контролер ответил, что в моем случае нужно было оставить автомобиль в гараже или развозить заказы по ночам. Он согласился не выписывать штраф (который обошелся бы мне в $110), но сказал, что мне повезло и скоро может прийти более строгий контролер, который не простит мою ошибку. Позже я увидела других водителей Flex, которые работали парами — один человек разносил посылки, а другой вел машину и следил за контролерами.

Парковка была лишь одной из многих проблем, с которыми я столкнулась. Среди заказов была гигантская коробка весом более 13 килограмм. Из-за трудностей с парковкой мне пришлось тащить ее, отдыхая каждые 100 шагов. Охранник у здания отругал меня за то, что я тащу ее сама, а не воспользовалась тележкой. Но ни в одном из обучающих видео для водителей Flex не было про нее ни слова!

Затем возникли трудности непосредственно с доставкой заказов. Работники Flex должны сканировать каждую посылку перед тем, как передать ее заказчику, но приложение не принимало мои сканы. В итоге я отдала заказы без сканирования, надеясь, что кто-нибудь как-нибудь смог отследить, куда они были доставлены.

Два офиса, куда мне нужно было доставить заказы, оказались закрыты и не было никакой информации о том, где мне надо положить посылки. Когда мне, наконец, удалось связаться с техподдержкой, мне сказали, что недоставленные заказы следует вернуть на склад (то есть снова потратить время на пробки) или же дождаться возвращения заказчика. Я попыталась дозвониться до заказчиков с помощью приложения, но меня перенаправили на некорректные номера. При этом я не могла нормально сообщить о своих проблемах Amazon — я была сама по себе.

Но хуже всего мне стало, когда я пришла во второе здание на Маркет-стрит, где располагались офисы нескольких крупных компаний. В них сновали молодые сотрудники с ноутбуками и кофе, громко обсуждая свои планы на выходные. Благодаря технологиям их жизнь стала лучше — они могли сделать один клик, и Amazon доставит им любую вещь в офис. Я привезла 16 посылок 13 клиентам из одного офиса — одна из них была настолько легкой, что скорее всего в ней лежала жвачка, а во второй наверняка был спрей от насекомых.

Раньше я, как и они, беззаботно заказывала товары на Amazon, чтобы мне не приходилось стоять в очереди в магазинах. Теперь я вижу обратную сторону этого сервиса.

***

Некоторых привлекает независимость, которую дает подработка в Amazon Flex. 36-летнему Джереми Брауну нравится быть самому себе начальником. Если утром ему не хочется подрабатывать, он может просто лечь спать дальше или заняться своими делами. Он зарабатывает около $120 в день, и это серьезная часть дохода его семьи.

Иногда Браун заканчивает двухчасовую смену пораньше. Однако, если водителю приходится работать сверхурочно, никто ему за это не доплачивает. Как сказал представитель Amazon, большинство смен закрывается в срок или раньше. Если водитель попадет в аварию, то все медицинские и страховые расходы покрывает он сам, а не Amazon. Если водитель получит штраф за превышение скорости, то он тоже должен оплатить его сам (UPS и FedEx обычно оплачивают их за водителя, но в контракте Amazon Flex четко указано, что водители несут полную ответственность за все штрафы).

Из-за устройства системы Amazon Flex, водители редко знают, когда появятся новые смены и часто не понимают, когда им выходить на работу и сколько они смогут заработать в выбранный день. Браун обычно закрывает две смены в день — с 4:30 до 6:30 и с 6:30 до 8:30. Иногда он встает в 3 часа ночи, пьет кофе и постоянно обновляет приложение, в надежде, что появятся новые смены. Разумеется, за время поиска смены ему никто ничего не платит. В прошлом году ему дважды заблокировали доступ к приложению, потому что он слишком быстро его обновлял и система решила, что он использует бота. При этом Браун не может посмотреть, сколько он получает чаевых, но знает, что его зарплата ниже минимальной. И у него нет конкретного начальника, у которого он мог бы узнать, что происходит.

Представитель компании Amazon сообщил, что большинство водителей Flex пользуются программой в качестве подработки. Однако Николай Акунц, администратор группы в Facebook, посвященный работникам Amazon Flex из залива Сан-Франциско, утверждает, что для 70-80% водителей это основная работа.

Но Flex оказался не для меня. Моя смена длилась дольше 3,5 часов, потому что мне пришлось вернуть две посылки на склад. По дороге к нему я с грустью заметила билборд, на котором мужчина хвастался, что заработал миллионы на биткоинах, сидя на пляже.

Всего я проехала 40 миль (не считая 26 миль между складом и моим домом). Я заработала $70, но $20 ушло на расходы. Мне повезло избежать штрафа в $110, но в итоге вышло, что я получала всего $13,33 в час. Это меньше минимальной почасовой оплаты в Сан-Франциско ($14). Я с нетерпением ждала, когда мне придет чек об оплате, но оказалось, что я неправильно указала номер банковского счета в приложении. Когда я написала об этом в Amazon, мне пришло уведомление, что я пишу с неправильного адреса. В итоге я веду с компанией переписку до сих пор, тратя все больше времени, чтобы с трудом выбить жалкую зарплату в этой системе гиг-экономики.

По материалам https://www.theatlantic.com/

Вероника Елкина