Дальнобойщик Андрей переехал в Америку несколько лет назад. Он получил коммерческие права, взял в кредит тягач и работает в паре с диспетчером. Корреспондент канала kolesa.kz Роман Масленников проехался с ним из Теннесси в Калифорнию и узнал, как живут водители «траков» в США.
Экономика США завязана на индустрии автомобильных грузоперевозок. Дальнобойщиков в Америке много, но их всё равно не хватает – в стране остро ощущается нехватка профессиональных водителей. Поэтому многие выходцы из стран СНГ с успехом делают карьеру в этой непростой профессии.
Андрей – дальнобойщик со стажем. Он работал в Казахстане, России, других странах СНГ и Европе, а затем переехал в США. Корреспондент канала Kolesa.kz Роман Масленников отправился с ним в рейс через всю Америку, с запада на восток. Андрею нужно доставить ценный груз – два бронированных автомобиля Hummer – из Теннесси в Калифорнию.
Андрей работает на собственной, купленной в кредит машине – это тягач Volvo c полуприцепом. Мощность двигателя – 500 л.с., объем – 12,8 л. Большегруз обошелся водителю в $140 тыс. и еще $60 тыс. пришлось отдать за полуприцеп.
Перед долгой дорогой грузовик нужно заправить. Цены на бензин и дизельное топливо сопоставимы с российскими: $2,75 за галлон бензина (46 рублей за литр) и $3,19 за галлон дизеля (53 рубля за литр). Кроме того, машину необходимо осмотреть. Перед каждым рейсом Андрей измеряет давление в шинах, смотрит, не прохудилось ли чего под капотом, проверяет состояние груза и документы. На водителе лежит большая ответственность, и полагаться на «авось» нельзя.
$10 тысяч – не предел
Андрей и Роман выезжают из Нэшвилла. Журналиста впечатляют размеры «спальника». «У нас в квартирах кухни меньшего размера, чем эта… комната» - удивляется Роман. Затем разговор заходит о зарплатах.
- Ты когда в Казахстане работал, сколько получал? – интересуется Роман.
- Последний рейс у меня был в 2007… Если я, международник, зарабатывал две тысячи долларов, то те, кто работал внутри страны, зарабатывали около 500. А я ездил в Литву, возил машины.
- А сколько в Америке можно зарабатывать водителю?
- Водителю? До 10 тысяч в месяц. 2-2,5 тысячи в неделю – реальная цифра.
- То есть ты получаешь 10 тысяч в месяц?
- Нет, я говорю о водителях, которые работают на компанию.
- Значит ты, как владелец грузовика, получаешь больше?
- Ну, как минимум столько же. Но не стоит забывать о налогах – они высчитываются в конце года.
- А как стать дальнобойщиком? Нужно получить гринкарту и сдать на права?
- Да, нужна гринкарта. Получить коммерческие «грузовые» права совсем несложно. Для этого нужно сдать тест (250 вопросов, я выучил их за неделю) и вождение. И можно идти работать!
Логбук, тракстоп, хайвей
Вместо тахографа в Америке используется логбук – цифровое устройство, которое выполняет те же функции: следит за режимом работы и отдыха водителя. Обмануть логбук, по словам Андрея, невозможно.
Прибыв в Арканзас, Роман и Андрей заезжают на тракстоп - специальную стоянку, оборудованную для грузовиков. Здесь есть всё, что необходимо водителю в пути: душ, стиральные машины, заведение общественного питания, заправка и мотель.
На остановке внимание Романа привлекает пикап Chevrolet Silverado c полуприцепом-автовозом, на котором закреплены два недешевых седана. Выходит, для того, чтобы быть дальнобойщиком в США, тягач иметь не обязательно.
Тракстопы «заточены» под дальнобойщиков. Конечно, сюда можно заехать и на легковом автомобиле, но для водителей большегрузов здесь действуют специальные предложения и скидки, а кое-какие услуги (например, душ) и вовсе бесплатны.
Качество дорожного полотна, по словам Романа, безупречно. Подтверждением тому является вышедший из строя амортизатор, который Андрей решил поменять на ближайшей СТО – а вернее, его пробег, который, по словам водителя, превысил 300 тысяч километров.
В ходе путешествия Роман часто обращает внимание на качество дорог.
«Хорошая, качественная дорога помогает водителю экономить топливо, бережет детали подвески, позволяет перевозить грузы быстрее, дешевле и качественнее»,
- рассуждает он. «Дорога – это не просто кусок асфальта, по которому ехать или удобно, или неудобно; это нечто большее – в макроэкономическом смысле».
«90% начинают с нуля»
Отношение к алкоголю у дорожной полиции абсолютно нетерпимое. Пить за рулём недопустимо – это понятно. Но также недопустимо перевозить алкогольные напитки в кабине грузовика, даже в закрытой таре. Штрафные санкции за это весьма серьезны.
Андрей – образцовый водитель: он не нарушает правил и не привлекает внимания полицейских. В США штрафы за нарушение ПДД могут серьёзно испортить жизнь водителя-дальнобойщика: они чреваты увеличением стоимости страховки и снижением кредитного рейтинга.
- Какой бы ты совет дал человеку, который хочет приехать в Америку и устроиться водителем «трака»?
- Самое сложное - это переехать. Учиться гораздо легче…
90% водителей начинают «с нуля», на грузовой технике раньше не ездили вообще.
На дорогах США действуют определенные весовые ограничения. Они могут отличаться в разных штатах. На въезде в Неваду Андрей останавливается и меняет расстояние между осями полуприцепа – для того, чтобы изменился весовой баланс.
Весовой контроль организован несколько иначе, чем в России. Сначала грузовик проходит весы и проезжает под камерами. Проверяется не только вес машины, но и её номера (долги по штрафам, наличие страховки и так далее). Затем большегруз проезжает мимо пропускного пункта; если обнаружен перевес или какие-то нарушения, то его останавливают, а если всё в порядке, то машина беспрепятственно возвращается на автодорогу.
Путешествие подходит к концу. Бронированные «Хаммеры» прибывают на военную базу, но это – режимный объект, и Роману приходится ждать Андрея в ближайшем супермаркете. Разгрузка и приёмка занимает не более получаса.
Андрею пора ехать: в городке неподалеку его ждёт новый груз, который нужно прихватить в обратную дорогу. Ездить порожняком невыгодно, и диспетчер Андрея всегда старается обеспечить ему максимальную загрузку. Дальнобойщик прощается с Романом, которому пора возвращаться домой, в Казахстан, и уезжает.