Предприниматель и видеоблогер Сергей Киселёв утверждает: работа дальнобойщика в США – это плохо оплачиваемая каторга, на которую идут только мигранты из Южной Америки и СНГ.
Сергей Киселёв – владелец стройбазы в Подмосковье. По долгу службы ему часто приходится иметь дело с грузоперевозками. Предприниматель хорошо знаком со спецификой работы дальнобойщиков в России, поэтому, оказавшись в США, он решил узнать поподробнее о том, как живётся местным водителям большегрузов. В этом Сергею помог Иван – работающий в Америке русскоговорящий дальнобойщик, недавно открывший собственную транспортную компанию.
– Дальнобойщики в Америке – это люди без прав, - утверждает Сергей. - Даже по малой нужде нельзя остановиться на трассе, потому что это запрещено законом. В лучшем случае можно заехать в «Travel Americа» (специальные стоянки для большегрузов), а на трассе ты никто, и звать тебя никак.
– Начнем с того, о чем чаще всего спрашивают. Это деньги. Сколько зарабатывает дальнобойщик в США? Водитель получает порядка четырех тысяч долларов в месяц. Много это или мало? Ну это уже не нищета, но еще и не богатство. По американским меркам это немного, потому что с этих денег необходимо заплатить налог – от 30% до 40%, в зависимости от штата. Это 1200-1500 долларов. Есть способы ухода от налогов: кто-то платит, кто-то не платит, кто-то платит не полностью. Люди крутятся.
Цифры, приводимые Сергеем, выглядят вполне правдоподобно. Еще недавно средняя зарплата дальнобойщика в США составляла около 44 тыс. долларов в год. В последнее время, однако, оклад водителей несколько увеличился – дефицит рабочей силы заставил перевозчиков повысить зарплаты.
– Американцы на фурах не работают. Водители – это, как правило, мигранты, выходцы либо из Южной Америки, либо из СНГ. Бывшие жители этих стран, «новые американцы», потому как водитель фуры не может быть нелегалом, он должен иметь официальные документы – либо гражданство, либо гринкарту.
– Freightliner – супермашина. 99% всего автопарка США составляют эти грузовики. Спальники в них просто огромные. Высота потолка в спальнике – более 2,5 метров. Здесь есть всё необходимое для длительных поездок: электрочайник, холодильник, микроволновка. Когда дальнобойщик не ест в бистро, он ест в траке, потому что времени мало. И, конечно, здесь есть доступ к интернету.
Приятель Сергея Иван – владелец собственной транспортной компании. Его бизнес только начал развиваться: в автопарке 1 грузовик, находящийся в собственности, и 9 арендованных тягачей. Иван занимается поиском заказов, иными словами – выполняет функции диспетчера, а зачастую и сам садится за руль.
– Как известно, вместо тахографов американские дальнобойщики используют логбуки. Эти цифровые устройства выполняют аналогичную функцию – контролируют режим работы водителя. 18 декабря в США вступит в силу закон, который обяжет владельцев большегрузов перейти на новые, цифровые логбуки, которые, помимо всего прочего, смогут блокировать двигатель грузовика в случае, если водитель превысит допустимый лимит. Многие дальнобойщики, привыкшие с помощью различных ухищрений "обманывать" старые устройства, попросту уйдут из профессии.
Сергей обращает внимание на опасную рекламу, размещенную на стендах, установленных вдоль хайвеев. Одна юридическая компания призывает американцев… бросаться под грузовики, утверждая, что профессиональные адвокаты смогут засудить водителей и "заработать" хорошую компенсацию. Такие призывы нервируют дальнобойщиков.
– В России я работаю с дальнобойщиками каждый день, знаю все их проблемы. Мне, конечно, хотелось бы осветить жизнь американских водителей большегрузов изнутри. Это тяжелая тема. Дороги здесь отличные, но законы направлены против дальнобойщиков, все сделано для того, чтобы осложнить им жизнь. Всё настолько жестко регламентируется законами, что водитель платит за каждую мелочь. Например, перевес. Перевес стоит 2 доллара за килограмм. То есть если ты загрузил лишнюю тонну, то будь добр – заплати тысячу долларов за перевес. Если во время проверки обнаружатся какие-то неисправности, то полиция может выставить штраф, оплачивать который придётся, опять же, водителю.
– Когда я ехал сюда, то думал, что мы живём плохо. У нас «Платон», высокие тарифы, плохие дороги, отсутствует система помощи водителям на трассах. Я думал: «Поеду-ка я в Америку и расскажу про идеальную систему, которая хороша и для водителей, и для грузовладельцев, вернусь в Россию и покажу всё это вам». Получилось с точностью до наоборот: американскому дальнобою живется так тяжело, что я не хотел бы оказаться на их месте.
– Скажу коротко: дальнобойщик в США – бесправный человек. Он должен платить за всё. Ездит он только по хайвеям, шаг влево – шаг вправо – расстрел. Остановиться даже в туалет нельзя. Регламентировано всё до безобразия.