В довоенный период важнейшей задачей советского автопрома стало освоение серийного выпуска трехосных грузовиков с двумя задними ведущими мостами, которые тогда относили к разряду автомобилей высокой проходимости.
Работы в этом направлении проводились в авральном режиме под лозунгом «Даешь Красной армии трехоску!». Эта статья посвящена одной из таких машин — двухтонному грузовику ГАЗ-ААА, унифицированному с двухосной полуторкой ГАЗ-АА и рассчитанному на преимущественное применение в вооруженных силах СССР.
По привычке заказ на трехосные грузовики был отправлен американской компании Ford, но в ее программе такой машины не оказалось, а спешно собранные за океаном прототипы не выдерживали наших требований. В результате доработкой несущественно обновленной машины пришлось заниматься советским инженерам, за работой которых наблюдали представители Наркомата обороны, ОГПУ и НКВД.
Первые образцы 40-сильного грузовика ГАЗ-ААА с главными червячными передачами появились в конце 1934-го, а затем на организацию их выпуска ушел еще один год. В 1938-м модернизированный вариант получил мотор ГАЗ-М в 50 сил. В то же время был построен опытный усиленный образец ГАЗ-31 с 76-сильным двигателем для будущей замены ГАЗ-ААА.
В первые два года войны ГАЗ-ААА выпускали в упрощенных исполнениях, соответствовавших родственной модели ГАЗ-ММ, но летом 1943-го после сильных бомбардировок Горьковского автозавода их выпуск пришлось остановить в пользу сборки ленд-лизовской автотехники. В общей сложности было собрано свыше 37 тысяч грузовиков ГАЗ-ААА, в том числе во время войны — около 10 тысяч.
Военные исполнения грузовиков ГАЗ-ААА
Первоначалу автомобиль полностью отвечал требованиям военных по проходимости, надежности, простоте обслуживания, способности доставлять до 20 человек личного состава, буксировать полевые пушки и нести на себе более тяжелое оборудование и вооружение.
Между тем номенклатура специальных армейских версий на шасси ГАЗ-ААА существенно уступала полуторке, зато гамма созданных на нем бронеавтомобилей не имела равных ни в прошлом, ни в будущем.
Радиотехнические средства
В мирное время на ГАЗ-ААА устанавливали мобильный приемо-передающий радиоузел РУК и ламповые радиостанции 11АК, которые на первом этапе войны заменила дуплексная радиостанция РСБ-Ф с дальностью двухсторонней связи до 1,5 тысяч километров.
В начале 1940-х появилась особо секретная двухантенная радиолокационная станция РУС-2 «Редут-40» дальнего обнаружения (до 100 км), которая произвела переворот в технике ПВО. В ней применялась машина ГАЗ-ААА с четырьмя домкратами и полноповоротной приемной аппаратной, которая при помощи электропривода вращалась вокруг вертикальной оси, получая информацию от синхронно вращавшейся передающей кабины на базе ЗИС-6.
Автомастерские
Учитывая одинаковые с полуторкой размеры монтажной площади шасси на ГАЗ-ААА монтировали походные мастерские ПМ-3, а также более тяжелую типовую мастерскую ПМ-5-6 — летучку типа Б, разработанную для установки на ЗИС-5. Ее комплектовали увеличенными наборами инструментов и материалов, а некоторые версии размещались в специальных более вместительных и тяжелых кузовах с расчетами до семи человек. Во время войны на этой базе выпускалась мастерская ТРМ для ремонта бронетанковой техники в полевых условиях.
Автомобили службы горючего
Повышенная на полтонны полезная нагрузка ГАЗ-ААА позволила использовать его в качестве базы военных топливозаправочных машин с собственным насосным оборудованием. В 1938-м для Военно-воздушных сил СССР начался выпуск легкого бензозаправщика БЗ-38 с обтекаемой облицовкой цистерны вместимостью 1,5 тысячи литров и рабочих отсеков.
До войны для транспортировки и заправки горячим маслом авиационной техники применялся маслозаправщик МЗ-38 с системой подогрева. До окончания войны в Красной армии служил упрощенный бензозаправщик БЗ-38У с размещением заправочных рукавов непосредственно на цистерне.
Аэродромная и инженерная техника
К аэродромной технике на ГАЗ-ААА относился поздний 50-сильный вариант авиационного стартера АС-2, обеспечивавшего повышенный крутящий момент, необходимый при заводке более тяжелых винтовых самолетов. По комплектации он практически ничем не отличался от модели АС-1 на базе полуторки.
В годы войны на упрощенных трехосных машинах монтировали новую электростанцию АЭС-3 с генератором постоянного тока мощностью 15 киловатт, который обеспечивал подачу электроэнергии на 15 осветительных прожекторов и 16 точек для подключения электроприборов и инструмента полевых мастерских.
Машины химической службы
В середине 1930-х специально для установки на бортовом ГАЗ-ААА была разработана легкая автодегазационная машина АДМ-750, состоявшая из цистерны-бочки, двух жестяных моечных ванн, ручного насоса и рукавов с распылителями и брандспойтами. С 1940 года выпускалась санитарно-эпидемиологическая лаборатория для исследования и анализа степени зараженности местности.
В предвоенные годы в обстановке особой секретности проводились разработки специальной автотехники для заражения местности отравляющими веществами для предотвращения наступательных действий противника. Эта роль отводилась боевым химическим машинам (БХМ), представлявшим собой автоцистерны с насосным оборудованием, ёмкостями для отравляющих составов и системами их смешивания и разбрызгивания.
Одними из первых стали пробные образцы БХМ-1 на шасси ГАЗ-ААА с обычной или бронированной кабиной и цилиндрическими цистернами на 800 литров отравляющих жидкостей. Они были испытаны, но до применения их в боевых действиях дело не дошло.
Пулеметно-пушечное вооружение
В мирное время в бортовых кузовах грузовиков ГАЗ-ААА, как и ГАЗ-АА, без особых переделок устанавливался обширный набор легкого вооружения от одиночных до счетверенных пулеметов, а также пушек калибра 25 и 37 мм. Рядом с ними размещались ящики с боеприпасами и места для боевого расчета. К началу войны на вооружении РККА состояло свыше двух тысяч таких машин, но в реальных сражениях они оказались неэффективными.
На полубронированном трехосном шасси монтировали самоходную артиллерийскую установку СУ-12 с полковой пушкой калибра 76,2 мм и лобовым бронещитом. Плохая маневренность и уязвимость этих систем заставили отказаться от их боевого применения.
Штабные и санитарные машины
Вместительный автобус ГАЗ-05-193 на базе ГАЗ-ААА, снабженный застекленным деревометаллическим кузовом с восемью рабочими местами, был наиболее распространенным штабным средством высшего командного звена Красной армии. Его комплектацию составляли центральный раскладной стол с двумя продольными диванами, шкафы и полки для документации и карт, средства проводной и радиосвязи, розетки для подключения к внешним источникам тока, калориферный отопитель и шторы на окнах.
Специальный санитарный автобус ГАЗ-05-194, унифицированный со штабным, отличался боковыми окнами с матовыми стеклами, изображениями красного креста, продольными скамьями в салоне и установкой двухъярусных носилок для перевозки до четырех лежачих раненых или 15 сидячих. Одна из таких машин служила передвижным рентгеновским кабинетом.
На грузовиках ГАЗ-ААА монтировали также фронтовые звуковещательные и топографические станции, легкие перегрузочные краны, передвижные типографии и кинопередвижки.
Бронеавтомобили на шасси ГАЗ-ААА
Главным историческим предназначением автомобиля ГАЗ-ААА стало самое многочисленное и разношерстное семейство опытных и серийных бронемашин, полностью разработанных советскими инженерами и носивших гриф «Совершенно секретно». Подробно рассказать о них в одной статье невозможно, поэтому здесь представим лишь самые важные и оригинальные конструкции.
Первым советским бронеавтомобилем считается БА-6. Он являлся прежним вариантом БА-3 на шасси Ford-Timken, корпус которого с цилиндрической башней и 45-мм пушкой в 1935 году переставили на облегченное шасси ГАЗ-ААА с укороченным задним свесом и пулестойкими шинами. Опытный железнодорожный вариант снабжался металлическими бандажами с ребордами, надевавшимися на все колеса.
В 1936-м развитием шестой модели стал компактный 50-сильный вариант БА-6М с укороченной базой. От первой версии он отличался усиленным передним мостом с двумя гидроамортизаторами, укороченным радиатором и дополнительным топливным баком. На корпусе была смонтирована новая коническая башня с тем же вооружением.
Наиболее известный и распространенный пушечный бронеавтомобиль БА-10 был создан в 1937-м как последняя доработка машины БА-6М и принят на вооружение в начале следующего. Его основой являлось специальное усиленное и укороченное 50-сильное шасси ГАЗ-07 с экранированными узлами системы зажигания. Для повышения проходимости к броневику придавались съемные гусеницы Overall, размещенные на задних крыльях.
Железнодорожный вариант снабжался бандажами только на передних и задних колесах, а двускатные колеса среднего моста вывешивались при движении по рельсам.
В Первом воздухоплавательном дивизионе на шасси БА-10 с открытой задней частью корпуса была собрана полубронированная аэростатная лебедка с осветительным прожектором и запасным колесом на передней подножке.
В конце 1939 года появилась модернизированная бронемашина БА-10М серийного производства, сменившая модель БА-10. Ее отличиями являлись бронезащита пулемета и бензопроводов, два типа радиостанций и топливные баки в бронированных кожухах, вынесенных на крылья задних колес. К началу войны в РККА насчитывалось свыше 2,5 тысяч бронеавтомобилей этой серии.
Самой оригинальной бронемашиной стал экспериментальный плавающий вариант ПБ-7 с несущим корпусом, построенный на Ижорском заводе осенью 1936 года и негласно признанный одной из наиболее передовых советских конструкций мирового уровня. Его основой являлась опытная ходовая часть ГАЗ-30 с 50-сильным мотором, трехлопастным водяным винтом и герметичным бронекорпусом с пулеметной башней.
До сих пор наиболее перспективным считается «бронированный мото-медицинский пункт для мехчастей РККА» или санитарная бронемашина БА-22, построенная в 1938-м на 40-сильной трехоске. Ее вместительный бронекорпус с внутренней высотой около трех метров служил для перевозки четырех раненых на подвесных носилках или 10–12 бойцов на продольных сиденьях. Потом, через много лет, в этой машине признали первый советский колесный бронетранспортер без вооружения.
Все бронеавтомобили участвовали в сражениях Великой Отечественной, в битве за Москву и в обороне Ленинграда. Их подавляющее большинство было уничтожено в первые же месяцы войны, но часть поврежденных машин оказалась в армиях противника, где их отремонтировали, переделали и вновь применяли в боях.
В Германии они поступали в основном в пехотные части и полицейские отряды для борьбы с партизанами. Бронемашины, оставшиеся в Финляндии, получив 85-сильный двигатель Ford, служили в вооруженных силах страны до начала 1950-х.