На прошлой неделе на сайте Белого дома было опубликовано обращение президента США Дональда Трампа к водителям грузовиков. О чём в нём говорилось?
В минувшее воскресенье в Соединенных Штатах Америки завершилась National Truck Driver Appreciation Week, Неделя признательности (благодарности) водителям грузовиков. Это своеобразный аналог российского Дня дальнобойщика, растянутый на целую неделю; обычно NTDAW проходит в середине сентября, а точные даты определяет ATA – американская ассоциация грузоперевозок. Неделя признательности – традиция сравнительно новая; зародилась она в конце 90-х годов прошлого века, но быстро стала популярной не только в США, но и в соседней Канаде.
9 сентября на сайте Белого Дома появился текст президентского обращения к водителям грузовиков.
Отмечая Неделю признательности водителям грузовиков, наша страна искренне благодарит 3,5 миллиона трудолюбивых дальнобойщиков, которые помогают обеспечить безопасные и эффективные грузоперевозки по всей Америке.
Предприимчивые и решительные мужчины и женщины, управляющие большегрузами, очень важны для нашей экономики. В 2016 году автомобильным транспортом в США было перевезено свыше 11,6 млрд. тонн самых разных грузов, включая товары повседневного спроса: продукты питания, одежду, лекарства. Дальнобойщики ездят по всей Америке, доставляя сырье на фабрики и заводы, развозя продукцию по магазинам, чтобы удовлетворить потребности нашей процветающей экономики. Америка очень сильно зависит от автомобильных грузоперевозок.
Индустрия автоперевозок двигает американскую экономику вперёд и предоставляет миллионам наших граждан достойную работу. Водители грузовых автомобилей работают днем и ночью в самых тяжелых условиях, в течении долгого времени не видят своих родных и близких, но всегда выполняют поставленные задачи безопасно и эффективно. Когда случаются катастрофы, стихийные бедствия, водители большегрузов одними из первых приходят на помощь, доставляя нуждающимся необходимую помощь.
Наша нация приветствует преданность водителей своему делу. Мы благодарим их за тяжелый каждодневный труд. Моя администрация как и прежде поддерживает этих мужчин и женщин и работает с Конгрессом, добиваясь увеличения потока инвестиций в транспортную инфраструктуру и сокращения ненужных, обременительных правил в сфере грузоперевозок. Мы должны сделать так, чтобы американские дальнобойщики и в будущем могли двигать вперёд нашу процветающую экономику.
Неделя благодарения
К пожеланиям Дональда Трампа присоединились высокопоставленные чиновники и публичные лица, представители транспортных и других компаний, так или иначе связанных с логистикой. Не остались в стороне и простые люди – они тоже выражали свою благодарность водителям большегрузов, размещая в интернете соответствующие сообщения. А еще дальнобойщиков поздравили американские СМИ – как профильные (специальные издания, посвященные грузовому автотранспорту), так и обычные газеты и журналы.
Впрочем, одними лишь словами американцы не ограничиваются. Многие компании запускают специальные акции, предлагая водителям грузовиков подарки, различные товары и услуги бесплатно или со скидкой. В 2010 энтузиасты даже запустили интернет-портал, на котором все поздравительные мероприятия, связанные с NTDAW, отображались на виртуальной карте США. Портал, впрочем, до наших дней не дожил; видимо, бесплатные десерты в придорожных кафе и скидочные купоны от автосервисов в Штатах не являются дефицитом. Главное, как говорится, не подарок, а внимание.
Сами же дальнобойщики с удовольствием принимали поздравления и выкладывали в социальные сети многочисленные фотографии с корпоративов и из кабин грузовиков, подписывая их хештегом #NTDAW.
Тахограф, который нельзя обмануть
Трамп, конечно, не соврал заявив, что дальнобойщики двигают американскую экономику вперёд. Сфера грузоперевозок действительно является локомотивом промышленности США. Однако президент Америки обращается к дальнобойщикам не каждый день и не каждый год; для такого обращения у него должна быть веская причина.
Одна из возможных причин – недавно принятый закон о ELD, электронных логбуках. Эти устройства заменяют собой тахограф, фиксируют время работы двигателя, пробег автомобиля и другие данные. С декабря 2017 года применение ELD обязательно для всех большегрузов (исключение составляют лишь машины, уже оснащенные традиционными тахографами; им предоставлена отсрочка до 2019 года).
У ELD есть одна особенность, которую недобросовестные перевозчики восприняли в штыки: этот прибор невозможно обмануть. В Америке действуют довольно жесткие правила, регламентирующие режим труда и отдыха водителей, но до недавних пор водители большегрузов частенько ими пренебрегали, пользуясь несовершенством законодательства. Многие частники и предприниматели надеялись, что президент не станет принимать закон о ELD (идея которого обсуждалась еще до прихода Трампа к власти), а в СМИ появилась масса негативных публикаций, пророчивших резкий отток и без того дефицитных дальнобойщиков из отрасли и рост цен на товары повседневного спроса.
Надежды нарушителей не оправдались: Трамп не стал препятствовать принятию закона о ELD. Конец света не наступил, но некоторые водители остались недовольными. Вполне возможно, что с помощью личного обращения глава США попытался расположить к себе тех, кто привык водить грузовики сутки напролёт.
Трамп и дальнобойщики
Стоит отметить, что Дональд Трамп и раньше публично выражал своё уважение к водителям грузовиков – как, впрочем, и к представителям других рабочих профессий. Он не раз встречался с представителями различных профильных организаций (в т.ч. ATA), щеголял с нагрудным значком I♥TRUCKS, а однажды даже устроил фотосессию за рулём большегруза.
Интересно, что предшественник Трампа, Барак Обама, таким тёплым отношением к грузовикам и их водителям не отличался. Он ни разу не поздравил дальнобойщиков с NTDAW, а в декабре 2016 года на сайте Белого Дома появилось и вовсе странная публикация, в которой сообщалось, что от 80% до 100% дальнобойщиков могут лишиться работы из-за бурного развития беспилотного автотранспорта. В качестве решения проблемы администрация Обамы предлагала вкладываться в переобучение персонала и социальные программы. Интересно, что до наших дней эта публикация не дожила; сейчас она удалена, однако посвященные ее выходу статьи и заметки в новостных изданиях остались.
Пока журналисты и политологи спорят об истинных мотивах Трампа, дальнобойщики принимают поздравления. Неделя признательности – сравнительно молодая традиция, но она довольно быстро прижилась в США. Это неудивительно, ведь водители грузовиков – как в Америке, так и во всех остальных странах мира – действительно выполняют непростую, опасную и очень нужную работу.