Дмитрий Медведев одобрил строительство платной автотрассы Москва – Казань к 2024 году.Если проект будет осуществлен, то автопуть между городами сократится до 5–6 часов. Стоимость строительства может составить до 360 млрд рублей, а плата за проезд — до 2 рублей за километр.
В начале октября госкомпания «Автодор» объявит конкурс на предпроектные работы по скоростной трассе Москва – Казань, которая пройдет севернее Нижнего Новгорода неподалеку от одноименной ВСМ. «БИЗНЕС Online» выяснил, что трасса «подхватит» и участок платной дороги Фоата Комарова, вложившего в нее 20 млрд рублей.
Из Москвы в Казань за 5-6 часов
Накануне вечером стали известны новые подробности по многолетнему проекту строительства новой скоростной автомагистрали Москва – Нижний Новгород – Казань. Проект был одобрен президиумом совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам с участием премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Как сообщил министр транспорта РФ Евгений Дитрих, начало работ по скоростной автомобильной дороге Москва – Казань «в целом одобрено». Сегодня же стало известно, что уже в этом году стартует предпроектная подготовка, а полностью создание дороги завершится в 2024 году.
Проект вошел в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Курирует платную автодорогу «Автодор». Это государственная компания, под ее управлением находится 2938 км дорог, в числе которых М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», скоростная автомагистраль Москва – Санкт-Петербург и др.
Новая скоростная автомагистраль Москва – Нижний Новгород – Казань категории IБ будет четырехполосной, протяженность трассы составит 729 километров.
Расчетная скорость движения машин — 120 км/ч. Дорога будет являться составной частью коридора Европа – Западный Китай, она пройдет по территории Московской, Владимирской, Нижегородской областей, а также по территории Чувашской Республики и Татарстана. В частности, в нашей республике автомагистраль пройдет по территории Кайбицкого, Апастовского, Верхнеуслонского, Камско-Устьинского, Лаишевского и Пестречинского районов, сообщили в пресс-службе минтранспорта РТ.
Начинаться трасса будет на пересечении «нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-7 „Волга“ (обходы городов Балашиха, Ногинск)» со строящимся направлением автомобильной дороги А-108 (Западный обход города Орехово-Зуево). Конец трассы планируется на транспортной развязке с автомобильной дорогой Сорочьи Горы – Шали в Татарстане.
В минтрансе особо отметили, что прохождение автодороги выбрано «по кратчайшему расстоянию в обход населенных пунктов», в обход или с минимальным прохождением по особо охраняемым природным территориям, минимальным количеством пересечений с инженерными коммуникациями и естественными преградами (реки, озера). Пересекать автомобильные и железные дороги платный автобан будет на разных уровнях. Также сообщается, что правительством Республики Татарстан уже согласован проект внесения соответствующих изменений в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта.
Параллельно ВСМ?
Судя по всему, в «Автодоре» вовсю празднуют победу и готовятся к новой масштабной стройке. На встрече с журналистами Сергей Кельбах заявил, что его компания планирует объявить конкурс на подготовку предпроектных работ по строительству дороги Москва – Нижний Новгород – Казань уже в октябре 2018 года. «В плане закупок на этот год предпроектные работы, планировочные решения уже стоят. Сейчас в первых числах октября будет объявлен конкурс», — пообещал Кельбах.
По его словам, финансирование проекта будет вестись по принципу концессии. При этом внебюджетные средства составят от 30% до 40%.
Закончить строительство дороги планируется в 2024 году.
Хотя платная скоростная автодорога совпадает «по общему направлению» с ВСМ Москва – Казань, судя по всему, они не пойдут строго параллельными путями. «На стадии финансово-экономического обоснования мы внимательно изучили грузопоток, пассажиропоток, взаимовлияние ВСМ на скоростную дорогу Москва – Казань и наоборот. Эти дороги — железная и автомобильная — несут совершенно разную нагрузку. ВСМ — это перевозка пассажиров, а автомобильная дорога — это грузовой трафик в первую очередь», — пояснил Кельбах на встрече с журналистами.
Хотя отдельные участки могут и совпадать. «В зоне Ногинска и Балашихи мы вообще идем в одном створе», — отмечает глава «Автодора».
Не исключено, что в Татарстане ВСМ и автомобильную скоростную автомагистраль также запараллелят. Однако однозначного ответа на этот вопрос в минтрансе РТ мы так и не получили. Но стоит вспомнить, что изначально в проект ВСМ входила и автомобильная трасса для обслуживания данной магистрали. Она также включена в генплан города. «Есть дубль вдоль трассы ВСМ. Затор, который сегодня существует, в перспективе уходит. Ситуация будет радикально улучшена», — говорил на публичных слушаниях один из разработчиков генплана, замруководителя ГАУ Института генплана Москвы Олег Григорьев.
Периодически тема упоминается и в связи с развитием Кировского района. ВСМ в границах Лебяжьего, напомним, будет проходить по эстакаде, чтобы минимизировать вред, наносимый особо охраняемой природной территории. На той же высоте может пройти и автодорога, иначе «битва за мосты» поверх леса окажется впустую. На публичных слушаниях по проекту ВСМ заявили, что из 7 км пути 6 пройдет по эстакадам.
...до 365 млрд рублей
Общее финансирование комплексного плана развития магистральной инфраструктуры до 2024 года, по оценкам, составит 6,3 трлн рублей, передает ТАСС. Это глобальный документ, включающий в себя строительство сотен объектов автомобильной, железнодорожной, водной и морской инфраструктуры. В частности, в него включен проект строительства ВСМ Москва – Казань. «1,57 триллиона рублей — это предусмотренные ранее в программе мероприятия. 1,45 триллиона рублей — это средства, которые выделяются дополнительно на реализацию этого плана. И около 3 триллионов рублей — это частные инвестиции, которые будут направлены на реализацию проектов», — сообщает Дитрих.
На 2019 год на реализацию комплексного плана в проекте федерального бюджета заложено около 323 млрд рублей.
Стоимость строительства собственно участка в 729 км скоростной автомагистрали Москва – Нижний Новгород – Казань на мероприятиях не называется. По оценкам Фоата Комарова, советника генерального директора ОАО «СМП-Нефтегаз», она может составить от 220 до 365 млрд рублей, или по 300–500 млн рублей за километр пути.
Проект пока не одобрен
Комаров считает, что «Автодору» рано пить шампанское, поскольку еще все может измениться, так как проект пока не одобрен правительством РФ — заседание, по его данным, назначено на 1 октября. Проект скоростного автобана, по словам советника гендиректора ОАО «СМП-Нефтегаз», сейчас лоббируют две компании — государственный «Автодор» и группа «Меридиан». (Ранее он объяснял нам, что «Меридиан» — это группа предпринимателей, чьи проекты лоббирует Александр Рязанов, экс-зампред «Газпрома», экс-президент «Стройтрансгаза».) В зависимости от того, какой проект выберут, трассировка маршрута может быть различной, считает Комаров. Так, по планам «Меридиана», дорога может пройти гораздо южнее.
«Говорить о том, что Европа – Западный Китай проходит по Татарстану, сегодня пока нельзя, это не решено на 100 процентов. Всегда в правительстве рассматривалось два варианта, и я еще не совсем уверен, что правительство примет тот вариант („Автодора“)», — поясняет наш собеседник.
Вместе с тем Комаров признает, что план «Автодора» в правительстве считают наиболее целесообразным и необходимым. Однако плюсом проекта данной компании является экономия бюджетных средств. «„Меридиан“ продекларировал, что за счет собственных средств построит дорогу. Но я считаю это авантюристическим подходом. Я встречался с этими людьми — они называют такие цифры стоимости дороги! Построить дорогу на эти средства технически невозможно. И такими волюнтаристскими заявлениями вводят в заблуждение», — уверен Фоат Фагимович.
По его словам, стоимость километра дороги предприниматели, лоббирующие проект «Меридиан», в разное время называли от 70 до 150 млн рублей. «Нет сегодня такого. Сегодня километр дороги стоит 300 до 500 миллионов рублей — это по ровной местности, без сооружений», — говорит Комаров.
Он уверен, что проект платной дороги до Москвы будет пользоваться спросом у автовладельцев, поскольку время в пути сократится с сегодняшних 12 часов автомобильного пути до 5–6 часов. Стоимость проезда станет определяться правительством РФ. Разумной платой для легковых автомобилей Комаров считает 2 рубля за километр пути, или около 1,5 тыс. рублей за всю дорогу от Москвы до Казани.
«Республика крайне заинтересована в транспортных коммуникациях, — добавляет советник гендиректора „СМП-Нефтегаз“. — Если трасса дойдет до Татарстана, то увязать ее с нашей дорогой (компания строит участок пути транспортного коридора Европа – Западный Китай) проблем не составит. Это благоприятный фактор, будет уверенность на 99 процентов, что наша часть дороги войдет в состав этой дороги, появится государственная программа», — надеется Комаров.
Его компания же вложила 20 млрд. собственных средств в строительство участка дороги протяженностью 143 км из Алексеевского в Альметьевск. Как предполагается, она войдет в транспортный коридор Европа – Западный Китай. На данный момент построено порядка 25~30% участка. Для завершения работ потребуется от 50 до 60 млрд рублей.
Для республики это будет бомба
«БИЗНЕС Online» попросил экспертов высказаться о плюсах и минусах новой дороги.
Айрат Миннуллин — генеральный директор ООО «Волгадорстрой»:
— Одновременное строительство ВСМ и автодороги уменьшит затраты. Техника будет использоваться одна и та же, можно будет захватить полотно и железной, и автомобильной дороги одновременно. Это во всем мире принято — параллельно строить. Затрудняюсь сказать, сколько будет стоить татарстанский отрезок. Если рассчитывать, что километр четырехполосной дороги первой категории стоит примерно 50 миллионов за километр... Надо смотреть, сколько километров попадает на нашу территорию. Деньги федеральные, поэтому для республики это замечательная ситуация.
То, что дорога будет платная, — это нормально. Зато она всегда будет в хорошем состоянии, поверьте. Ее стоимость не будет дорогой. Максимальная — рубль за километр, может, будет копеек 50 за километр. Зависит от региона. Везде разные температуры, режимы, пропускаемость.
Я думаю, что частные инвесторы захотят зайти в этот проект. Нам пока никто не предлагал, если предложат — будем рассматривать. Хотя в принципе построить реально и без частных инвестиций, особенно если РЖД будет участвовать. Но проект очень нужный, это для нашей республики будет бомба. К 2024 году успеть можно, все зависит от финансирования. Так строить можно круглый год — даже под снегом. Хорошая погода нужна только для верхнего асфальтобетонного покрытия.
Ирек Сулейманов — исполнительный директор транспортной компании «КазаньАвтоТранс»:
— Для нас, грузоперевозчиков, М-7 уже платная, мы же за нее в рамках системы «Платон» платим. Люди будут смотреть, сколько новая дорога будет стоить. Скорость не так важна, у нас есть режим труда/отдыха водителя, людям платят за рабочий день. Поэтому надо смотреть на стоимость. Скоростной трассой будут пользоваться точно не все. Если цена будет рубль за километр? «Платон» — 1 рубль 90 копеек за километр, и то это дорого. А трасса, я думаю, будет дороже на порядок, если сравнивать с М-4 «Дон». Зная аппетиты наших властей, я думаю, что цена будет очень хорошая. А потом у всех грузовиков стоит ограничение 89 километров в час. Так что им скоростная дорога не нужна. Все упирается в экономику, сколько они отдадут за трассу М-7 и сколько за новую трассу.
Артур Николаев — заместитель председателя ТПП РТ:
— И сейчас есть определенная конкуренция между железнодорожным, авиационным и автомобильным транспортом. Сегодня дорога на Москву довольно-таки загружена, поэтому построить дублер будет правильным решением. Всегда хорошо, когда есть возможность выбора. Это и безопасность людей, которые будут ехать по нормальной дороге, перемещение будет происходить быстрее. Надо вспомнить 30-е годы, когда Великая депрессия в Штатах была. Там направление как раз и было — строительство дорог. Оно было успешным, вложения окупались сторицей.
Сложно сказать, какой должна быть адекватная стоимость дороги. Надо смотреть, какой участок, какая протяженность. В любом случае не должно быть дороже авиаперелета. Не должно быть несколько тысяч рублей. Авиабилетом один человек летит, а в машине могут четыре пассажира ехать, хотя тут бензин еще. Стоимость зависит от тех, кто будет инвестировать в данный проект. Это, скорее всего, будет государственно-частное партнерство, какая-то кооперация, часть денег все равно должна вернуться инвесторам. Если вы по Европе ездите, могли заметить, что там нет такого, чтобы вся дорога от одного крупного города до следующего в какую-то цену укладывалась. Там обычно есть куски частные, куски государственные, и у нас, скорее всего, так же будет.
Сергей Сотников — исполнительный директор ООО «Реверс», НП «Логистика и Автоперевозки Татарстана»:
— Скорее эта дорога будет взамен существующей. Абсолютно параллельные дороги не построят, так что она, скорее всего, будет вместо трассы М-7. Мы будем вынуждены данной дорогой пользоваться, и это отразится на себестоимости перевозок. Я к платным дорогам отношусь отрицательно, потому что наша страна очень большая, города разбросаны далеко друг от друга, платные дороги — это не лучший вариант. Если мы хотим, чтобы страна развивалась, ее части были между собой связаны... Любые шлагбаумы, платные дороги разъединяют страну.
Нужно понимать, что любой частник и инвестор не имеет таких ресурсов для строительства, как государство. Они будут брать кредиты, выкупать землю под баснословные деньги. Любой бизнесмен хочет деньги вкладывать в проект таким образом, чтобы была максимальная окупаемость. Если будет существовать дублер, часть потока уйдет туда, стоимость проезда возложат на тех, кто едет по платной дороге. Целесообразности этого я не вижу. Лучше бы государство направило все усилия на то, чтобы построить одну хорошую дорогу — четыре полосы в одну сторону, четыре полосы в другую.
Аргумент, что эта дорога будет использована как часть проекта «Запад – Восток» и по ней будут возить грузы из Китая в Европу, несостоятельный по той причине, что платные дороги увеличивают стоимость перевозок, пользоваться ими будет невыгодно вообще. В Китае умеют считать деньги. Они не будут переплачивать.