Водители отправляются в рейс, чтобы заработать деньги. Но в пути им приходится деньги тратить: платить за топливо, еду, стоянки, запчасти… А еще любая поездка это риск. Даже такие мелочи, как лопнувшее колесо или сломавшийся тахограф, могут обернуться серьезными убытками.
Многих трат нельзя избежать – но их можно минимизировать! Как сократить повседневные расходы? Как оперативно и не переплачивая решить проблему, если такая случилась в дороге?
Мы постараемся дать ответы на эти и другие актуальные для водителей вопросы, а помогут нам предприниматели, чей бизнес связан со сферой грузоперевозок.
1. Следи за расходами на топливо
Топливо – одна из главных статей расходов автоперевозчика. Самый простой способ сэкономить на горючем – экономичное вождение грузовика. Чтобы минимизировать расход топлива, водителю необходимо соблюдать несколько простых правил.
- Во-первых, стиль вождения должен быть спокойным. Большое количество топлива расходуется во время быстрых разгонов, резких ускорений; таких действий необходимо по возможности избегать;
- Во-вторых, у каждого двигателя есть оптимальный режим работы, обеспечивающий наиболее экономичный расход топлива. Говорить о какой-то конкретной скорости не приходится: она может меняться в зависимости от веса большегруза и модели ДВС, поэтому для определения оптимального скоростного режима нужно следить за показаниями приборов. Экономить топливо будет гораздо легче, если тягач оборудован системой круиз-контроля, но при должной сноровке поддерживать нужную скорость на трассе можно и без неё;
- В-третьих, необходимо следить за давлением в шинах и регулярно его проверять, особенно при резких перепадах температуры воздуха. Чересчур низкое давление значительно повышает расход топлива, а слишком высокое ведёт к неравномерному износу протектора.
Еще один способ сэкономить на горючем – топливная карта, удобный инструмент для расчетов на АЗС. Сети заправок предоставляют владельцам таких карт существенные скидки.
Для водителя-международника выгодным решением станет приобретение топливной карты, действующей на территории именно тех стран, в которых ему приходится бывать. Например, карты компании Е100 принимаются в СНГ и Евросоюзе; всего в сети компании – 14 тысяч автозаправочных станций в 32 странах.
Заметим, что 130 из них отпускают топливо по оптовым ценам; экономия в таком случае может достигать 11%!
Топливная карта Е100 предоставляет доступ и к другим сервисам: с её помощью можно оплатить дорожные сборы, услуги парковок, проезд по тоннелям и на паромах, возместить НДС на топливо. Все транзакции, совершаемые по карте, отслеживаются в режиме реального времени, а отчетность для бухгалтерии можно получить с помощью одного клика.
Выбирая топливную карту, необходимо убедиться в том, что выпустившая ее компания не взимает никаких скрытых платежей или комиссий, а кроме того – обеспечивает полную прозрачность транзакций; в противном случае вы можете столкнуться с трудностями при возмещении НДС из стран Еврозоны.
Полностью отвечают этим условиям топливные карты DKV. Они не имеют требований к минимальному объему трат и работают по пост-оплатной схеме, обеспечивая перевозчикам дополнительную финансовую ликвидность. Сеть DKV насчитывает более 70 000 точек обслуживания в 42 странах с гарантированным приемом карты. Клиенты компании получают существенные скидки не только на автозаправочных станциях, но и на станциях технического обслуживания, мойках, парковках, станциях зарядки электромобилей. Карты DKV также принимаются для оплаты дорожных сборов, проезда по мостам и тоннелям. По счетам DKV возможно незамедлительное возмещение НДС из стран Еврозоны, т.е. счета выставляются сразу без НДС.
А еще на сайте компании есть удобный сервис, который поможет водителю выстроить оптимальный маршрут с учетом посещения тех или иных объектов сети.
2. Выбирай место отдыха с умом
Питание – предмет неизбежных забот водителя в пути. Наиболее экономным вариантом, конечно, является «ссобойка». Если в спальнике большегруза есть холодильник и микроволновка, то в рейсах небольшой и средней дальности дальнобойщик может обойтись домашней едой.
Некоторые предпочитают готовить в дороге, используя подручные средства – газовые горелки, плитки, мультиварки. Если дальнобойщик соблюдает режим труда и отдыха, то у него будет достаточно свободного времени, чтобы приготовить настоящий кулинарный шедевр в кабине тягача.
Обед или ужин в придорожном кафе обойдется дороже, но часто такие заведения предоставляют другие услуги, которые могут оказаться очень полезными для уставшего водителя.
Однако, останавливаясь в незнакомом месте, стоит проявить разумную осторожность. В некоторых кафе и мотелях цены кусаются, и за немалые деньги можно получить «резиновую» котлету со вчерашними макаронами и прокуренную каморку вместо номера. О том, где остановиться по дороге, лучше подумать заранее.
Зачастую владельцы кафе и гостиниц, желающие привлечь постоянную аудиторию в лице дальнобойщиков, предлагают водителям большегрузов некоторые услуги совершенно бесплатно. И это уже отличная возможность для экономии.
Например, в кафе «Трассник» (273 км. трассы М-4 в Тульской области) водители грузовиков, заказавшие себе обед, могут бесплатно воспользоваться душем. Стоянка и туалет здесь тоже бесплатны, а если дальнобойщик устал ночевать в неудобном спальнике, он может отдохнуть в недорогом мотеле. Переживать за груз во время ночлега не придётся: парковка оборудована системой видеонаблюдения. Цены на еду в «Трасснике» весьма демократичны, а о местных пельменях ручной лепки в сети можно найти немало лестных отзывов.
В продолжительных рейсах водителю могут понадобиться услуги прачечной. В некоторых придорожных отелях есть и такой сервис, например – в «Объекте 784», расположенном на 784 километре трассы М-7, неподалёку от Казани. Это трёхзвёздочная гостиница с первоклассным придорожным сервисом и охраняемой парковкой. Для тех, кто устал после долгого рейса, есть даже сауна со spa-зоной.
Как дальнобойщику сэкономить на «Объекте-784»? Очень просто: для водителей здесь предусмотрено специальное предложение. Стоянка на охраняемой парковке, стирка 5 кг белья, душ и комплексный обед обойдутся в 599 рублей. Пакет «завтрак + душ + стоянка» стоит дешевле – 300 рублей. Если же у водителя есть «ссобойка», то он может заночевать в спальнике на охраняемой парковке всего за 150 рублей.
Конечно, помимо «Трассника» и «Объекта 784» существуют и другие заведения, предоставляющие качественный и недорогой придорожный сервис. Как о них узнать?
- Обращайте внимание на кафе, рядом с которыми припаркованы другие грузовики.
- Спросите совета у коллег, воспользуйтесь рацией. Свои плохого не посоветуют!
- Используйте интернет, например - тематические форумы или группы в соцсетях.
3. Проложи маршрут заранее
В России строят все больше платных дорог. Опытные водители знают объездные пути и «секретные» грунтовки, но всегда ли целесообразна такая экономия?
Даже если навигатор сигнализирует о наличии объезда, стоит принимать во внимание расстояние, которое придётся преодолеть, а главное, качество дороги, по которой придется ехать.
Возможно, затраты на топливо и вымотанные нервы сведут экономию на нет.
Так что часто платная трасса – наилучший вариант из всех возможных. Тем, кто ездит по платным дорогам регулярно, имеет смысл обзавестись транспондером для автоматической оплаты проезда. Транспондер крепится на лобовое стекло и позволяет проезжать пункт оплаты не останавливаясь (хотя снизить скорость до 30 км/ч всё равно придётся). Но главное преимущество транспондера – скидка, которая на некоторых участках дорог может достигать 50%.
И, конечно, не забывайте про бесплатный сервис «Расчет расстояний» на сайте «АвтоТрансИнфо», созданный специально для автоперевозчиков. С помощью этого сервиса можно проложить любой маршрут, как по бесплатным, так и по платным дорогам, а заодно подсчитать расходы на «Платон» и горючее.
4. Не экономь на безопасности
Если вы решили сэкономить на платной стоянке или не смогли найти её на пути, позаботьтесь о сохранности своего груза! В этом вопросе экономия недопустима. 90-е остались позади, но грузовики, к сожалению, до сих пор грабят – хоть и не так часто, как раньше. Особенно уязвимы перед грабителями тентованные полуприцепы.
Если вы везёте в таком прицепе ценный груз, то взвесьте все за и против, прежде чем останавливаться на ночлег на бесплатной парковке. Экономия на безопасности может обернуться большими убытками.
Если за спиной у водителя прицеп с твердыми бортами, то появляется пространство для маневра. Конечно, обычный замок не назовешь надежным средством защиты, но существуют решения, которые делают прицепы практически невскрываемыми. В качестве примера можно привести контейнерный замок «Экспедитор» - защитное приспособление, которое подойдет и для контейнера, и для полуприцепа, и даже для небольшой «Газельки».
Производители «Экспедитора» утверждают: взломать замок быстро и бесшумно не получится. А государственный сертификат блокиратора, выданный НИЦ «Охрана» (Росгвардия), соответствует четвертому, самому высокому классу криминальной взломостойкости. У потенциального грабителя остаётся единственный вариант: распилить замок, но и эта задача непроста. Сделанный из нержавейки с применением газовой закалки, «Экспедитор» легко не сдастся: незадачливый вор разбудит всю округу в тщетных попытках отпереть прицеп.
Приобретение такого защитного устройства может стать хорошим решением для водителей, которые возят ценные грузы и периодически останавливаются на неохраняемых парковках. Замок сэкономит не только средства, которые придётся отдать грузовладельцу в случае кражи, но и нервы дальнобойщика.
Некоторые умельцы устанавливают на двери прицепов и топливные баки сигнализации, приобретенные в интернет-магазинах (например, на AliExpress). Конечно, ни о какой взломостойкости в таком случае речи не идёт: решительных грабителей сигнализация не остановит, но шпану, решившую слить солярку, возможно впечатлит.
Еще один суровый и практически бесплатный вариант защиты топливного бака от воришек придумал дальнобойщик, ведущий канал на YouTube. Он приподнимает кабину тягача, кладёт на топливный бак покрышку, затем опускает кабину. Покрышка блокирует доступ к воронке, предотвращая слив топлива. Метод действенный, но применимый, увы, не на каждом большегрузе.
5. Используй технологии мониторинга
Отправляясь в путь, водитель может столкнуться с требованием грузовладельца контролировать машину в пути не по звонку, а по GPS или аналогичным системам мониторинга.
Стоимость специальных трекеров для определения местоположения машины начинается с нескольких тысяч рублей; в их цену не входит монтаж оборудования и sim-карта, необходимая для его работы.
Но что делать, если в машине нет такого устройства? Решение есть, причем экономичное. Оно потребует всего пару минут, даже если машина находится за тысячу километров от заказчика. Поможет сервис Movizor, который позволяет отслеживать местоположение по мобильному телефону водителя. Никаких требований к мобильнику не предъявляется, для работы с системой подойдет самый простой «кирпич» за 800 рублей.
Кстати говоря, некоторые водители используют подобные сервисы как конкурентное преимущество, предлагая заказчикам бесплатное отслеживание машины во время поездки. Если клиент находится, перевозчик буквально за пару кликов подключает услугу отслеживания: её стоимость даже за недельный рейс не превысит 200 рублей.
Спутниковое отслеживание – это самый простой вид телематики. Существуют и более сложные устройства, который тоже позволяют сэкономить, например – датчики износа, предупреждающие о скорой поломке той или иной детали. Такие датчики могут быть установлены в ключевых узлах большегруза.
Не менее важно отслеживать состояние дорогостоящего оборудования, например, холодильно-обогревательной установки рефрижераторного полуприцепа. Мера крайне оправданная, если не сказать больше – необходимая, - ведь стоимость хорошей «морозилки» может превышать цену некоторых тягачей.
Одно из таких решений, iQFreeze, помимо температуры внутри грузового отсека контролирует состояние рефрижераторного оборудования. Данные в реальном времени поступают менеджеру автопарка и водителю, который видит их на экране своего мобильника. Если произойдет какое-то ЧП, сработает экстренная сигнализация: водитель получит sms-уведомление и примет меры, сохранив ценный груз.
Телематические системы помогают сохранить деньги и уберечь водителя от неприятностей в разных ситуациях. Например, тот же iQFreeze предупредит водителя о приближающейся разрядке аккумулятора рефустановки. А самое главное, телематика помогает зарабатывать деньги, ведь многие грузовладельцы требуют от перевозчиков предоставления данных об условиях перевозки в режиме реального времени.
Вооружился iQFreeze – и сразу опередил на два шага конкурентов.
6. Сэкономь на шиномонтаже
Даже с самым ответственным и предусмотрительным водителем в дороге могут случиться неприятности, от которых невозможно стопроцентно застраховаться.
Например, прокололо колесо. Если в наличии есть запаска, лопнувшее колесо можно поменять на обочине практически в любых условиях: это, конечно, не очень удобно, но – бесплатно.
Однако, если у фирмы, в которой работает дальнобойщик, есть контракт на обслуживание с сетью грузовых шиномонтажных центров, решить проблему можно быстрее и проще. Например, крупная федеральная компания «Шинная лига», располагает 180 центрами в европейской части России, на Урале и в Сибири. В каждом из них водитель может рассчитывать на квалифицированную поддержку в любое время дня и ночи.
Экономия для перевозчика, заключившего контракт с такой сетью, может быть весьма и весьма существенной.
- Во-первых, можно здорово сэкономить на налогах: все работы оплачиваются постфактум и снижают налог на прибыль. Если же перечислять водителю деньги на ремонт в виде зарплаты или командировочных, налоги придётся заплатить «по полной»;
- Во-вторых, исчезнет проблема «липовых чеков», которые недобросовестные шоферы иногда приобретают прямо на трассах;
- В-третьих, менеджеры, диспетчеры, да и сами водители сэкономят кучу нервов: они всегда будут знать, что в любом уголке страны, в любое время дня и ночи им будет оказана необходимая помощь.
Чтобы шины служили долго и не подвели в самый ответственный момент, необходимо соблюдать правила их эксплуатации. Бережливому водителю поможет карманный манометр, с помощью которого можно проверить и стравить избыточное давление, даже если под рукой не окажется насоса. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы шины изнашивались равномерно на обеих осях: неравномерный износ – повод для посещения СТО.
7. Узнай, где продают недорогие запчасти
Что делать, если в пути не просто лопнуло колесо, а случилась более серьезная поломка? Казалось бы, о какой экономии в такой ситуации может идти речь? Отбить бы те деньги, которые заработаешь в рейсе… Однако и тут есть свои секреты, которые помогут водителю выйти с минимальными потерями из сложившейся ситуации.
Самый простой, но при этом самый дорогой вариант – купить оригинальные запчасти в ближайшем магазине. Стоят они недешево, поэтому многие водители предпочитают покупать аналоги от сторонних производителей. Хороший аналог прослужит не меньше оригинала, но как узнать, какой аналог – хороший?
Универсального ответа на этот вопрос нет. В интернете можно найти рейтинги производителей запчастей, но не всем таким рейтингам стоит доверять. Совета можно спросить как у бывалых сотрудников СТО, так и у менеджеров интернет-магазинов (последние хоть и не имеют практического опыта, но расскажут о фирмах, продукция которых пользуется наибольшим спросом).
Если вы определились с фирмой-производителем (или вовсе решили приобрести б/у деталь), то дело за малым: осталось найти самую низкую цену на рынке, не жертвуя качеством. В этом помогут многочисленные интернет-магазины и агрегаторы предложений, а если копаться в каталогах и путаться в артикулах не хочется, то можно воспользоваться тендерной площадкой. Одна из таких площадок – «Траксайт» - действует по следующему принципу: перевозчик оставляет запрос на ту или иную деталь, а менеджеры интернет-магазинов получают оповещения и предлагают свои цены. Клиенту остаётся лишь выбрать самое выгодное предложение.
Стоит отметить, что с помощью «Траксайта» можно не только купить недорогие запчасти, но и найти другую полезную в пути информацию о грузовых автосервисах, разборках, шиномонтажах, заказать необходимые услуги (например, получить помощь на дороге или эвакуатор) – иными словами, решить любые проблемы, которые только могут возникнуть у водителей большегрузного транспорта. Этот сервис, избавляющий продавцов и покупателей от посредников, поможет сэкономить даже если грузовик сломается посреди дороги; тогда водитель сможет воспользоваться удобным мобильным приложением, чтобы найти ближайшую СТО или заказать нужную запчасть.
Покупка дорогостоящей б/у детали сопряжена с риском, поэтому покупать такие запчасти следует только в проверенных местах.
Некоторые разборки и интернет-магазины посылают запчасти (в том числе – двигатели, КПП и электронные блоки управления) в разные уголки России. Казалось бы, покупать дорогие детали «вслепую» рискованно, но клиенты всё равно приобретают их товары. Объясняется такое доверие хорошей репутацией продавцов.
«Мы принципиально не торгуем «убитыми» деталями; все представленные в магазине агрегаты сняты со свежих грузовиков, от 2010 года выпуска. Поэтому покупатели из других регионов доверяют нам», – рассказывает Павел, управляющий интернет-магазином «ТракАгрегат» и работающим при нём автосервисом.
«ТракАгрегат» расположен в подмосковном Подольске, но менеджеры компании часто отправляют детали на Урал, в Сибирь и даже на Дальний Восток. При необходимости посылка дойдет до адресата очень быстро: магазин сотрудничает с крупнейшими перевозчиками и отправляет запчасти в день заказа. В таком случае получатель может выбрать срочный тариф и получить деталь через несколько дней.
8. Сэкономь на ремонте и обслуживании
Самый простой способ сэкономить на ремонте грузового автомобиля – сделать его самостоятельно. Конечно, далеко не все работы удастся провести на стоянке; многие манипуляции требуют специальных знаний и профессионального инструмента. Но поменять масло, фильтры, тормозные колодки можно и самому – в интернете легко найти подробные инструкции по обслуживанию практически любого грузовика. А бывалый водитель и без «интернет-подсказок» обойдется…
Если же вы решили воспользоваться услугами автосервиса, то убедитесь, что на выбранной вами СТО работают профессионалы своего дела. Прежде чем отдать машину в ремонт, узнайте о репутации сервиса, почитайте отзывы в интернете, посмотрите, много ли в мастерской других машин.
Наиболее предпочтительным вариантом являются специализированные сервисы, которые либо выполняют какой-то конкретный вид работ (например, ремонтируют исключительно автоэлектрику), либо обслуживают грузовики определенной марки. Это правило касается не только сложного ремонта, но и сравнительно простого обслуживания – малярных работ, шиномонтажа и т.д.
Отправляясь в путь, узнайте, есть ли такие сервисы в том регионе, куда вы везёте груз. Список проверенных мест, занесённый в телефон или припрятанный в бардачке, может пригодиться в трудную минуту.
Автосервисы, долго и добросовестно работающие на определенном рынке, имеют хорошую репутацию среди водителей. В качестве примера можно привести известную сеть мастерских по ремонту и пошиву тентов для полуприцепа. Сервис «ТентовЪ» работает в Санкт-Петербурге более 10 лет, многие мастера трудятся в нём с дня основания.
Обратившись в специализированный автосервис, водитель вправе рассчитывать, что его проблему решат быстро и качественно, чтобы он смог в кратчайшие сроки продолжить путь.
В «ТентовЪ» ремонт тента займет от 5 минут, а ремонт каркаса – от 3 часов. Заказчику при этом будет предложен широкий выбор различных материалов, которые всегда есть в наличии по доступной цене – компания располагает собственным производством.
Именно в таких мастерских и следует проводить ремонтные работы; в противном случае экономия может обернуться убытками из-за некачественного ремонта и напрасно потерянного времени.
9. Правильно обращайся с тахографом
Заранее продумывая в голове варианты поведения в случае неприятностей, водителю не стоит забывать, что небрежное отношение к тахографу может грозить ему убытками. Инспекторы ГИБДД часто проверяют показания тахографов прямо на дороге; в случае, если водитель нарушит правила эксплуатации устройства или режим труда и отдыха, ему грозит штраф до 3 тысяч рублей (в скором времени максимальную планку собираются поднять до 5 тысяч).
Специалисты компании GEOROUTE (ведущий разработчик ПО, отслеживающего нарушения режима труда и отдыха и эксплуатации тахографа, которое используется на постах ГИБДД) не понаслышке знают о нарушениях, которые могут «увидеть» инспекторы в «полевых условиях» и делятся полезными советами:
- следите за исправностью тахографа;
- вставляйте карту в тахограф в начале смены и не оставляйте карту в тахографе на ночь;
- контролируйте срок действия вашей карты водителя;
- не работайте более 12 часов в день;
- не управляйте автомобилем более 9 часов за смену и более 4 часов без перерыва;
- делайте перерывы не менее 15 минут.
Для того, чтобы максимально сократить рабочее время, эксперты советуют всегда, когда это возможно, выставлять на тахографе режим «отдых» - даже во время остановок на железнодорожных переездах. Бывает, что стоять на них приходится более 15 минут, а это уже будет засчитано за отдых от управления, что продлит рабочее время и спасет от нарушений.
Стоит отметить, что программным обеспечением GR.Cards пользуются не только государственные органы, но и многие транспортные компании. С его помощью руководители компаний и менеджеры автопарков могут отслеживать водителей, следить за исправностью тахографов, анализировать возможные нарушения – и экономить деньги, предупреждая их.
10. Страхуйся экономично
Водитель, груз и ответственность которого застрахованы, крепче спит и чувствует себя уверенным в завтрашнем дне. Для некоторых перевозчиков страховка – осознанный выбор, а для некоторых – обязанность, возложенная на их плечи грузовладельцами. Оказывается, на страховках (причем на самых разных!) тоже можно сэкономить, если покупать их в правильных местах.
Страхование грузов и ответственности
Чтобы застраховать груз или ответственность по максимально выгодному тарифу, лучше всего обратиться в компанию, работающую в сфере транспортной логистики, специалисты которой знакомы с этим бизнесом не понаслышке и смогут учесть все нюансы.
«АвтоТрансИнфо» сотрудничает с самыми надёжными страховыми компаниями, которые предлагают особые условия участникам АТИ. Кроме того, пользователи портала получают возможность сравнивать предложения от разных страховых компаний и выбрать наиболее привлекательное. Страховщики, заинтересованные в привлечении клиентов, стараются держать цены на максимально низком уровне. А это значит, что участникам АТИ доступны самые выгодные тарифы на страхование груза и экспедиторской ответственности.
Страхование транспортных средств
КАСКО для грузовика – удовольствие недешевое, но и здесь можно сэкономить (причем весьма прилично!), если обратиться по адресу. Страховые компании могут предоставлять существенные скидки «оптовым» клиентам.
Многие перевозчики пользуются тендерной площадкой «Страховой кабинет», на которой сотрудники страховых компаний борются за корпоративных клиентов. Тендер здесь длится 7 дней; в течении этого времени страховщики могут менять условия своих предложений. При этом участие в тендере оплачивают сами страховые компании: клиенту остаётся только дождаться наиболее выгодного предложения и заключить договор.
«Если речь идёт о крупных автопарках, то размер скидки, предоставляемой страховщиками, может достигать 50 и даже 55%», - рассказывает генеральный директор «Страхового Кабинета» Дмитрий Параничев. Такие уступки, безусловно, делают затраты на КАСКО оправданными, поэтому и перевозчики, и страховщики активно пользуются услугами площадки.
***
Главное правило, о котором следует помнить экономным водителям, можно сформулировать так: думайте наперёд. В дороге может произойти всякое, но ко многим внештатным ситуациям можно подготовиться заранее.
Не стоит забывать о мелочах и пренебрегать простыми, но полезными советами. Все слышали о том, что спокойный стиль вождения экономит топливо, но далеко не все знают, что экономия может достигать 25%.
У каждого водителя есть свои секреты, которые помогают сэкономить в пути. Хотите поделиться такими секретами с нашими читателями? Напишите о них на red@ati.su, и мы включим ваши советы в один из следующих материалов.