В Канаде не хватает дальнобойщиков. Автошколы выдают коммерческие права водителям, прослушавшим 16-часовые курсы. Перевозчики берут на работу сотрудников, неспособных соединить тягач с полуприцепом: результат – страшные аварии с большим количеством погибших
Длина полуприцепа современного большегруза может превышать 12 метров. Вес груза, перевозимого в прицепе, может достигать 30 тонн. Скорость, с которой грузовик едет по дороге, весьма высока. Удивительно, но при этом в некоторых провинциях Канады стать дальнобойщиком гораздо проще чем, к примеру, парикмахером.
В Канаде десять провинций; в каждой из них начинающих дальнобойщиков обучают и экзаменуют по-разному. Удивительно, но конкретные требования к программе обучения водителей предъявляются только в одной провинции, Онтарио. Едва получивший грузовые права канадский водитель мог отъездить с инструктором 100 учебных часов, если он учился в Онтарио – а мог вообще не проходить практику, обучаясь в другом регионе.
«Это какое-то сумасшествие», - говорит Кэрол Доре, инструктор школы вождения большегрузов в городе Лондон, провинция Онтарио.
Чтобы воочию убедиться в том, что это действительно какое-то сумасшествие, журналисты телеканала CBC Marketplace отправили «шпиона», 51-летнего Хита Маггли, в одну из автошкол города Саскатун, провинция Саскачеван. 16 часов обучения, 45-минутный тест – и коммерческая лицензия 1 класса лежит в кармане новоиспеченного дальнобойщика.
Получив права, Маггли отправился в Онтарио, где прошел экзамен у профессионального инструктора, Кэрол Доре. Вернее, не прошел. Он не смог выполнить практически ни одного задания и даже не сумел соединить тягач с полуприцепом.
«Выпускать такого водителя на дорогу небезопасно. Да, у него есть лицензия, но к работе он не готов», - утверждает Доре.
В прошлом году в штате Саскачеван произошла страшная трагедия. Тягач с полуприцепом протаранил автобус, в котором ехала юниорская хоккейная команда. В аварии погибло 16 человек. Водитель тягача, 29-летний Джаскират Сингх Сидху, получил коммерческую лицензию за 2 недели до происшествия.
По некоторым данным, злополучный рейс был для него первой самостоятельной поездкой после стажировки. Следствие продолжается до сих пор; дальнобойщик ожидает вынесения приговора.
Получивший коммерческую лицензию 1 класса водитель может управлять практически любыми большегрузами (исключение составляют тягачи с воздушной или воздушно-гидравлической тормозными системами) почти на всей территории Северной Америки. Поэтому, хотя в Онтарио и действуют более строгие стандарты обучения водителей, на дорогах провинции всё равно небезопасно. Ежегодно здесь случается более 10 тысяч ДТП, в которых гибнут сотни человек.
Саскачеван против Онтарио
Marketplace отправил Хита Маггли на курсы водителей Maximum Training в город Саскатун. Из 16 часов обучения 12 он провел за рулём. Мужчина, конечно, узнал кое-что о вождении большегрузов, но многие важные навыки, необходимые профессиональному водителю, не приобрел. Например, он не знал, как правильно соединить тягач с полуприцепом и не умел парковаться в зоне погрузки.
Хит Маггли (за рулём) и Кэрол Доре
Сотрудники телеканала связались с представителями Maximum Trainig и получили такой комментарий:
«Если у нашего клиента есть всего неделя, то мы стараемся научить его всему, чему его вообще возможно научить за такой короткий период времени. Мы поддерживаем идею о более продолжительном обучении, но в нынешней ситуации <имеются ввиду, очевидно, законы, не регламентирующие минимальные сроки обучения> это абсолютно неактуально».
Таких не берут в дальнобойщики
В провинции Онтарио Хиту Маггли пришлось пройти куда более сложный экзамен. Обусловленная положениями местного законодательства, проверка включала в себя не только вождение, но и предрейсовую подготовку, проверку знания узлов грузовика и правил оказания первой помощи.
Но, конечно, главной частью экзамена стала поездка. И Маггли с ней не справился. Он совсем не чувствовал габаритов большегруза, неудачно входил в повороты, а однажды инструктору даже пришлось использовать аварийный тормоз, потому что новоиспеченный водитель не заметил красный сигнал светофора.
Маггли назвал этот опыт постыдным. «Я не считал себя самоуверенным, но мне казалось, что я могу управлять грузовиком. Сегодня я убедился: мне только казалось», - сказал он.
– Конечно, перевозчики стараются не нанимать на работу водителей вроде Маггли, - прокомментировал этот случай президент Канадского альянса грузоперевозчиков Стивен Ласковски, - но на сотню добросовестных предпринимателей найдется один любитель легкой наживы, который пустит такого дальнобойщика за руль. И это чертовски опасно.
Или всё-таки берут?
В Канаде, как и в соседних США, наблюдается серьезная нехватка дальнобойщиков. Ветераны грузоперевозок уходят на заслуженный отдых; чтобы заменить их, необходимы десятки тысяч новых водителей. Именно поэтому, уверен Ласковски, провинции так неохотно ужесточают стандарты подготовки.
Требования к обучению водителей в Онтарио были ужесточены в 2017 году. Примеру Онтарио последовала только одна провинция, Альберта; в Саскачеване и Манитобе ходят разговоры о грядущих переменах, но никакой конкретики пока нет – даже приблизительные сроки не определены.
«Мы понимаем, что изменения необходимы. Специалисты работают с представителями отрасли, и как только мы будем готовы, мы введём новые стандарты для учебных программ», - уверяет Джо Харгрейв, министр Саскачевана.
Цена ошибки
Патти Бабий из Фолкленда не собирается сидеть сложа руки и ждать, пока проблема решится сама собой. Она намерена вручить министру транспорта Канады, Марку Гарне петицию с требованием ужесточить федеральную программу лицензирования водителей, включить в неё обязательную многочасовую подготовку.
Супруг Патти, Стефан Бабий, погиб в 2017 году. В его грузовик врезался другой тягач, выехавший на «встречку» на горной дороге. Виновник отделался штрафом в 2000 долларов.
С тех пор вдова пытается изменить сложившуюся ситуацию. «Почему стать парикмахером в этой стране сложнее, чем водителем 40-тонного грузовика?», - задаётся вопросом Патти, беседуя с журналистами. «Обучение водителей не может быть таким поверхностным. Его порядок необходимо регламентировать на федеральном уровне».
Патти и Стефен
Сегодня порядок обучения и экзаменовки водителей в Канаде определяется муниципальными законами, но федеральное правительство, конечно, может ввести общие правила. Именно этого и добивается Патти. Увы, но пока её усилия ни к чему не привели. На словах политики выражают солидарность со вдовой, но действовать не торопятся.
Отец одного из погибших в 2017 году хоккеистов, Рассел Герольд, тоже не сидит сложа руки. Этим летом он подал в суд на водителя грузовика, из-за которого произошла трагедия, его работодателя и… производителя автобуса, в котором ехал его сын. Он надеется, что судебный процесс привлечет внимание общественности и заставит перевозчиков хорошенько задуматься, прежде чем нанимать на работу водителей, не умеющих водить грузовики.
«Главное – сохранить человеческие жизни», - говорит Герольд. – «Почему мы должны бездействовать, дожидаясь очередной трагедии?»