В Якутии профессия водителя, особенно на дальних рейсах, вызывает большое уважение. Дальнобойщик на Крайнем Севере должен обладать силой духа, досконально разбираться в технике, а ещё — нужна крепкая семья и надежные товарищи, считает шофер Дмитрий Егоренко.
Армейская служба изменила все
Дмитрий Павлович работает водителем уже 18 лет – доставляет топливо и продукцию технического назначения для нужд ЖКХ. Место работы менять не собирается, потому что любит якутский север. Коллеги и начальство отзываются о нем только с положительной стороны как о человеке, который всегда готов выполнить задание, прийти на помощь в трудной ситуации.
«Родился я в поселке Усть-Куйга, до армии жил в Депутатском. С детства видел, как водители работают, всегда было интересно мне. Можно сказать, с малолетства занимался «железом».
После демобилизации остался в Якутске. Ведь в поселке Депутатском, где раньше жил, в то время уже не было перспектив, чтобы туда ехать.
Может быть, наш собеседник и жил бы до сих пор на малой родине в Усть-Янском районе, если бы не армейская служба в Якутске в тяжелые 90-е — с 1994 по 1996 год. Так и получилось, что остался здесь.
Когда идешь в рейс, всегда страшно
Дмитрий Егоренко работает водителем с 2001 года.
«Тогда еще не было создано ГУП ЖКХ, но занимались тем же – обслуживанием котельных в районах: ремонт и снабжение ПТН. Понравилось ездить в командировки, общаться с новыми людьми. В работе дальнобоя есть своя романтика и адреналин. Каждый раз, когда идешь в рейс, всегда страшно. Дорога непредсказуема, и неизвестно, что может в пути произойти. Поэтому стараешься к машине относиться так, чтобы сильно не нагружать её и вернуться назад».
Вообще, у дальнобойщиков не принято, чтобы машина одна шла: обычно в спарке или караваном.
В «железе» вроде как уверен, но и оно может сломаться, можно не предугадать, что у тебя выйдет из строя и в какой момент.
«Правда, иногда приходится выходить на небольшие расстояния или в случае ЧС, когда за тобой через два часа другая машина идет, и ты полностью уверен, что мимо тебя она не проедет. У нас ребята дружные. Всегда, когда у кого-то сломалась машина, остановишься, спросишь, есть ли вода, еда, солярка».
Сложных ситуаций, по словам Дмитрия Павловича, много и каждая «хороша» по-своему: «И решаешь проблемы по мере их поступления. Обычно они возникают на бездорожье, при гололеде. Иногда приходится сутками стоять, чтобы перевал открылся, ждешь спецтехнику, чтобы отсыпали, растащили машины — бывает и такое».
В отрыве от близких
Как появляется связь, сразу звонишь домой, но чаще телефон уже забит сообщениями «вам звонили, перезвоните».
Дмитрий спустя семь лет после демобилизации женился на местной красавице – уроженке Якутска, в семье растёт дочка, которой скоро исполнится 14 лет.
Водители на дальних рейсах особенно чувствуют, ради кого и чего они теряют здоровье, а подчас рискуют жизнью. В семье Дмитрия Егоренко это понимают.
«Чтобы быть профессиональным водителем, надо иметь интерес и большое желание. Скажу, что у меня в родне нет дальнобойщиков и, надеюсь, не будет. Работать дальнобойщиком сложно, потому что отрываешься от семьи и, бывает, на долгое время. Родные постоянно переживают, даже когда едешь в вилюйскую группу районов, где дорога более-менее хорошая».
На Севере от работы дальнобойщика зависит жизнь
Сегодня Дмитрий Егоренко трудится на предприятии «Коммункомплектация», которое является филиалом ГУП «ЖКХ». Коллектив водителей в любое время суток способен обеспечить оперативную доставку оборудования и мобильных бригад при авариях на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
К слову, сегодня руководству компании удалось создать крепкий костяк из числа дальнобойщиков не только за счет достойной заработной платы, но и уважительного отношения, готовности помочь каждому в сложной жизненной ситуации.
«Даже, если что-то случилось, пока придёт помощь, у нас есть автономное отопление на солярке в каждой кабине», — говорят водители.
В принципе, в каждой кабине есть автономное отопление, пока помощь придет. А до этого «кострили» и колеса жгли.
Доставка оборудования и комплектующих замирает на небольшой срок в межсезонье, когда перестают работать переправы, а лёд на водных объектах ещё недостаточно окреп. В это время все водители заняты подготовкой автомобилей к дальним рейсам. Немаловажно, что за каждым из них закреплена машина и действует правило не садить другого водителя за руль во время отпуска хозяина. Возможно, поэтому парк грузовиков и тракторной техники предприятия выглядит весьма достойно, несмотря на возраст от 6 до 40 лет.