← Автомобильные грузоперевозки

"Мандарины гниют!" Почему фуры неделю стоят на границе в Забайкальске

www.aginsk-pravda.ru

Водители живут в фурах, мандарины гниют. На складе временного хранения "ТЛТ-Забайкальск" застряли 300 грузовиков! Некоторые стоят уже больше недели. В чем причина большегрузного затора и как решить проблему?

Теперь 20 тонн оранжевого груза остается разве что выбросить. Водитель сохранял его как мог - сжег солярку, холодильную установку, но плоды прокисли. Застряли на границе Маньчжурия - Забайкальск. Этот большегруз стоит на складе временного хранения с 3 ноября. Ждет своей очереди на прохождение фитосанитарного контроля. Процедура обязательная для любой ввозимой в Россию плодово-овощной продукции. Обычно водители тратят на нее сутки-двое. Но в этот раз карантин явно затянулся - склад забит под завязку, здесь уже скопилось около 300 фур. За сутки Россельхознадзор пропускает максимум 40.

Водитель: "Меня вот лично, мой автомобиль загрузили в КНР ровно семь дней назад. То есть с момента загрузки до сегодняшнего момента уже прошла неделя. Загружен у меня скоропортящийся груз. То есть овощи - томаты, огурцы, мандарины. 

Я не знаю, куда отменились все эти конвенции о скоропортящемся грузе. И как будто это вообще не касается перевозки".

Проблема обсуждается не один месяц, но к ее решению Россельхознадзор, таможня, владельцы складов, правительство края, а главное, сами участники внешнеторговых перевозок продвигаются еще медленнее, чем водитель этого грузовика к рампе фитосанитарного инспектора. Затор создается по вине китайских импортеров и российских заказчиков - таков вывод Россельхознадзора после проверки. Сам карантинный контроль занимает максимум полтора часа. А вот подготовка к нему, то есть разгрузка машины вручную - до семи часов. 

Все потому, что грузовики набивают товаром не по стандартам - маленькими коробками, под самую крышу, еще и без поддонов. А были бы эти требования соблюдены, можно было бы с помощью погрузчиков вынуть товар в пять раз быстрее.

Виктор Якимов, и.о. руководителя Управления Федеральной службы Россельхознадзора по Забайкальскому краю: "Меры, принятые непосредственно складом временного хранения, не нами. То есть те транспортные средства, которые приходят с учетом требований, то есть это поллетированный груз, это с проходами, они ставятся вне очереди и, соответственно, они досматриваются, представляются для карантинного досмотра и для таможенного без очереди".

Остальным же приходится ждать. Хотя и здесь есть простой выход, точнее, выезд на другие склады временного хранения. Их в крае четыре. Но по сто фур в день поступает только на один. А между тем, на остальных практически без дела сидят такие же инспекторы фитосанитарного контроля.

Виктор Якимов, и.о. руководителя Управления Федеральной службы Россельхознадзора по Забайкальскому краю: "В ведении таможенного поста МАПП "Забайкальск" находится только СВХ "ТЛТ". Для того, чтобы они перешли на те, рядом за 500 метров, за километр, нужно открывать таможенный транзит. Соответственно, обеспечивать госпошлину. Все проблемы отсюда. Они не от фитосанитарного контроля и не от Россельхознадзора. Все вопросы эти участники внешнеэкономической деятельности должны решать непосредственно с импортерами, с таможенниками, с владельцами складов, а не переводить стрелки".

Вот и получается: в погоне за прибылью и экономией поставщики теряют время и товар в Забайкальске. 

Тем временем в Чите продолжается поиск решения проблемы. Сегодня на эту тему прошло совещание в министерстве внешнеэкономиеческих связей региона. Варианты стабилизации ситуации в очередной раз направлены всем заинтересованным сторонам. Первые результаты уже есть - сегодня машины пошли на Борзинский склад временного хранения. Это даст возможность за выходные разгрузить Забайкальский, обещают в Россельхознадзоре.

Любовь Чистякова, Виктория Ефименкова, Татьяна Лобузная