Грузоперевозчики Петербурга столкнулись с беспрецедентным усилением весового контроля на дорогах: инспекторы ГИБДД загоняют на весы почти каждый самосвал. В госавтоинспекции уверяют: никаких проверок не проводится. «Может, это ряженые?» — удивляются бизнесмены.
С приходом холодов на дороги Петербурга и Ленобласти высыпались инспекторы ГИБДД и Ространснадзора с весами: взвешивают большегрузы, штрафуют на 400 тысяч; нет денег — штрафстоянка.
«В этом году они действуют по особой методике: не на обочине стоят с весами, а загоняют автомобили на стоянку, там уже взвешивают», — говорит гендиректор «Объединенной бетонной компании» Виталий Прокуроров. По словам перевозчиков, тормозят в основном самосвалы с щебнем и песком, причем их останавливают «элитные гаишники» из спецроты спецбатальона дорожно-патрульной службы ГИБДД по Петербургу. Они славятся тем, что беспристрастно и непредвзято относятся к нарушителям закона: виновен — накажут, нет — опустят.
Что особенно удивительно — в ГИБДД на запрос МГ ответили: «На текущий период Управление ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области рейды по осуществлению весового и габаритного контроля транспортных средств не проводит».
«Может, это ряженные гаишники? Или какая-то личная инициатива?» — предположил в беседе с МГ один из перевозчиков. Ему вторит Виталий Прокуроров: «Странно все это, ведь инспекторов Ространснадзора наделили полномочиями останавливать транспорт. Могут и без автоинспекторов обойтись».
Как бы там ни было, а движение самосвалов с избыточным весом по Мурманскому, Колтушскому шоссе и по КАД прекратилось — все ждут, когда страсти улягутся, слишком высока цена риска. Один штраф за перевес может достигать 800 тыс. рублей, констатирует Андрей Оганесов, заместитель гендиректора ООО «Цементно-бетонные изделия» (поставляет песок из карьеров Ленобласти).
Такой штраф может разорить среднестатистического перевозчика сыпучих грузов с 3-4 самосвалами в парке.
«Я не против работы по закону. Но соблюдение конкретного правила приводит к трем последствиям: нехватке подвижного состава, росту цен на перевозку и удорожанию конечной продукции», — объясняет Андрей Оганесов. Перевозка одного кубометра груза на километр при полной загрузке самосвала стоит 3,5-4 рубля. При загрузке по нормативу цена увеличивается до 6 рублей. А это уже не нравится ни грузоотправителям (песчаным карьерам), ни грузополучателям — строительным компаниям.
«Грузоотправители и грузополучатели зачастую давят на перевозчиков, отказываясь грузить песок и щебень без перегруза, — отмечает президент Ассоциации автоперевозчиков «Грузавтотранс» Владимир Матягин. — Проверять самосвалы надо не на федеральных трассах, а на выезде с самих карьеров. В этом случае под проверку попадет не один из ста самосвалов, а все перевозчики. И никто не рискнет перегружать машину из-за высоких штрафов».
«Текущая ситуация на рынке перевозок песка и щебня вызывает озабоченность, — прямо так и говорят в «Группе ЛСР». — Несмотря на то, что мы не являемся грузоперевозчиком, нас беспокоит несоответствие законодательства жизненным реалиями.
Перевозчик вынужден либо не соблюдать правила, либо совершать рейсы с существенной недозагрузкой.
Следуя существующим нормам, ни одна из имеющихся сегодня на рынке моделей самосвалов не может выполнять рейсы со штатной нагрузкой, соответствующей паспорту завода-производителя.
Мы, как ответственный грузоотправитель, выступаем за наведение порядка в отрасли и приведение законодательства в соответствие с реальным положением дел на рынке».
Расхождение реалий с законодательством живо компенсируется посредниками, готовыми, по словам перевозчиков, за 20 тыс. рублей в месяц с грузовика каким-то особым способом урегулировать вопрос перевеса с надзорными органами. Никто не знает, как этот работает, но оно работает, говорят перевозчики.
Они оценивают оборот посреднических услуг в 24 млрд рублей в год только по Петербургу. Наивно полагать, что что-нибудь изменится, обреченно отмечает один из собеседников МГ.