← Автомобильные грузоперевозки

Не соответствуют Конституции: штрафы за перевес снизят, но не для всех

http://nikcenter.org

Частные лица, владеющие большегрузами, смогут оплачивать штрафы, вынесенные на основании данных АСВГК, в минимальном объёме. Есть одно но: им придётся доказать, что грузоперевозка совершалась в личных целях.

Конституционный суд признал противоречащей Конституции статью 12.21.1 КоАП, в которой установлены санкции за управление грузовым автомобилем с превышением допустимой нагрузки на ось. Согласно решению КС, теперь Госдума должна внести в статью изменения, а до этого штрафы за перегруз в случае фиксации автоматическими камерами должны назначаться в минимальном размере.

Как пишет "Коммерсант", основанием для рассмотрения Конституционным судом этой статьи КоАП стали обращение Костромского областного суда и жалобы Андрея Думилина и Анатолия Шарова, которых оштрафовали по этой статье, зафиксировав нарушение с помощью пункта весового контроля, который измеряет массу грузовика автоматически на ходу, и камеры, определяющей собственника по номеру машины. Таким же образом на 500 тыс. рублей был оштрафован владелец грузовика Сергей Попов, дело которого рассматривал Костромской областной суд.

В перечисленных жалобах говорится о том, что при вынесении штрафа за перегруз в отношении юрлица инспектором применяется так называемая штрафная "вилка". Например, если перегруз на ось составляет более 50% от допустимой нагрузки, то штраф может составлять от 400 до 500 тыс. рублей. Однако если постановление выносится с помощью автоматических камер, то размер штрафа составляет 500 тыс. рублей. 

Такая же разница подходов к определению размера штрафа существует и при других значениях перегруза.

Кроме того, заявители обращали внимание на тот факт, что в некоторых случаях ответственность по этой статье КоАП должен нести не собственник автомобиля (юрлицо), а нанятый водитель (физлицо), для которого штраф многократно ниже. Например, Андрей Думилин был оштрафован как юрлицо за то, что перевозил на грузовике сруб для собственных нужд (за это ему был положен штраф как физлицу в 3-4, а не в 300 тыс. рублей), но доказать это в суде он не смог. Шаров же пытался доказать, что грузовиком управлял нанятый по договору водитель, которого и должны были оштрафовать за перегруз.

По итогам рассмотрения дела КС пришел к выводу, что части 1, 2, 3 и 6 (устанавливают штрафы в зависимости от уровня перегруза) статьи 12.21.1 КоАП не соответствуют Конституции. 

При этом суд принял во внимание как аргумент о разнице подходов к определению штрафа в случае ручной или автоматической фиксации, так и аргументы о водителях и собственниках грузовиков. С момента опубликования постановления при поступлении жалобы от собственника грузовика, не являющегося ИП, штраф с камеры должен быть переквалифицирован на наименьший штраф, применяемый в отношении водителя.

По словам первого зампреда думского комитета по госстроительству Вячеслава Лысакова, Госдума подготовит законопроект, который необходим для исполнения решения КС. В свою очередь координатор проектов ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко отметил, что с проблемами из-за статьи 12.21.1 КоАП перевозчики сталкиваются очень часто.

"К примеру, собственник транспортной компании уменьшил зарплату или сократил премию работнику за пьянку. Как наемный водитель может отомстить? Во время проезда рамки весогабаритного контроля резко затормозить, в итоге датчики покажут существенный перегруз, и владельцу компании придет штраф, который невозможно переоформить. Такое встречается сплошь и рядом, это проблема. Обезопасить себя невозможно", – рассказал он, отметив, что в таких ситуациях должен применяться механизм административного расследования, но он не используется.

Напомним, в декабре стало известно, что российские власти намерены ввести в законодательство норму об обязательном оснащении грузовиков в России датчиками измерения осевой нагрузки для борьбы с перевесом. До конца 2021 года Минпромторг и Минтранс должны подготовить изменения в техрегламент Таможенного союза, которые запретят ввозить в Россию грузовики без таких датчиков, а до конца 2023 года соответствующие изменения должны появиться и в российском техрегламенте.

Представитель вице-премьера Максима Акимова тогда уточнял, что после 2023 года датчиками осевой нагрузки необходимо будет оснащать все новые грузовики массой свыше 3,5 тонн. На выпущенные до этого машины датчики можно будет установить по желанию.