В скором времени некоторые посты ДПС могут превратиться в места для отдыха, а площадки вокруг них – в самые настоящие тракстопы.
МВД планирует передать Росавтодору неиспользуемые посты ДПС под площадки для отдыха водителей, рассказали «Известиям» в пресс-службах ведомств. Четыре пилотных участка на федеральных трассах под эти цели уже определены. На таких «островках безопасности» водители смогут отдохнуть при поломке машины или укрыться там от непогоды. На площадках будут дежурить медработники и полиция. Проблема дефицита мест для отдыха водителей, в первую очередь грузовиков, велика, но открытие нескольких пунктов ее не решит, считают эксперты.
На базе инфраструктуры бывших стационарных постов ДПС могут быть созданы «островки безопасности» с площадками для размещения машин и водителей, сообщили «Известиям» в пресс-службе МВД. Такие площадки нужны, если автомобилисту необходим отдых, ненастная погода не дает продолжить путь или машина сломалась. На «островках безопасности» время от времени будут дежурить медработники и сотрудники полиции. Такая возможность сейчас прорабатывается с Федеральным дорожным агентством. Сами посты и земля под ними принадлежат структурам, подведомственным Росавтодору, МВД их арендует.
Сейчас прорабатываются первые четыре участка, где планируется организовать площадки, сообщили «Известиям» в Росавтодоре. Они могут появиться в Ставропольском крае — на 380-м км трассы на Р-217 «Кавказ», в Белгородской области — на 652-м и 678-м км автодороги М-2 «Крым», в Тверской области — на 116-м км автодороги М-10 «Россия».
За последние годы количество стационарных постов ДПС снижается. Сокращается и количество сотрудников ГИБДД — только с начала 2018 года их стало на 10 тыс. меньше. Сколько неиспользуемых постов будут передано Росавтодору, в МВД и агентстве не ответили.
Грузоперевозчики нуждаются в площадках для отдыха, сказал «Известиям» президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Сейчас режим труда и отдыха водителей определен приказом Минтранса, при международных перевозках шофер не имеет права ехать подряд больше четырех часов, его рабочая неделя не может превышать 40 часов.
На федеральных трассах сейчас действует более 2 тыс. площадок отдыха, в том числе, в составе объектов дорожного сервиса (ОДС), рассказали в пресс-службе Росавтодора.
Этого недостаточно для соблюдения режима труда и отдыха, сказал «Известиям» врио председателя Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров.
— Даже если все закрытые посты ГИБДД будут переоборудованы, этого не хватит. Площадки не могут вместить достаточное количество машин. Кроме того, они находятся возле городов, где стоянки в целом есть, не хватает их вдали от крупных населенных пунктов, — рассуждает он.
Согласно ГОСТу «Дороги автомобильные общего пользования», площадки для отдыха должны быть установлены через каждые 15–55 км в зависимости от категорий дорог, вместимость площадок — от 5 до 50 автомобилей. Они располагаются не ближе 1 км от населенных пунктов. Там должна быть стоянка автомобилей с въездом и выездом, пространство для отдыха и санитарно-гигиеническая зона. Дополнительно площадки могут включать зону технического осмотра или сервиса (пункты торговли и питания).
Периодическое дежурство сотрудников полиции на новых постах-площадках станет нововведением. Тем более, что нормативные документы предписывают МВД использовать исключенные из дислокации стационарные посты при реализации мероприятий по охране общественного порядка и общественной безопасности. Инициатива отдать их под места для отдыха водителей неплохая, но нужно посмотреть, как она будет реализована, отметила центральный координатор Объединения перевозчиков России Мария Пазухина.
— Существующие на трассах «карманы» для отстоя грузового транспорта не охраняются и зачастую даже не освещены. Поэтому участились разбойные нападения на фуры и грабежи. Охраняемые стоянки расположены обычно на крупных транспортных узлах и принадлежат частным структурам, они обходятся в сумму от 200 рублей в сутки, — добавила она.
Владимир Матягин полагает, что небольшие площадки не смогут решить проблемы, а эффективнее вкладывать средства в оборудование крупных комплексов для отдыха, в том числе, с мотелями или гостиницами. Их можно было бы совместить с пунктами весогабаритного контроля, считает он.