Счетная палата РФ сообщила, что построить в срок Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД) в Подмосковье невозможно. Причина – неэффективное управление проектом. Тут же пошли разговоры о грядущей отставке главы «Автодора».
Приговор Счетной палаты
Последняя масштабная проверка Счетной палаты (СП) расставила все по местам и сделала вывод, который, в общем-то, и без того напрашивался – ЦКАД в срок не сдадут. Нарушений и несоответствий аудиторы СП в работе исполнителя стройки госкомпании «Автодор» нашли «вагон и маленькую тележку». Число задействованных в стройке рабочих и техники не соответствует проекту организации строительства, вовремя не корректируются проектно-сметные документы после изменения границ строительства, слабо привлекаются частные инвесторы, не учитывается переделка существующих коммуникаций. И это не говоря уже о выявленных фактах завышения стоимости работ в ходе строительства дороги, завершить которую «Автодор», напомним, планировал в 2020-м году.
Но этого, по заключению СП, сделать не удастся – ведь проверка показала, что на 1 декабря 2018 года строительная готовность ЦКАД составляла на разных участках от 0% (то есть, где-то вообще даже не приступали) до 66%, что откладывает завершение всех работ чуть ли не на середину 2021 года. И это еще в лучшем случае.
А вообще СП проводит мониторинг строительства еще с 2015 года и не раз била в колокола, выражая тревогу по поводу слишком низких темпов проводимых «Автодором» работ.
Много раз писала о проблемах «Автодора» и «Общая газета». Сообщали мы о том, как в том же 2015-м глава правительства Дмитрий Медведев объявлял выговор руководителю госкомпании Сергею Кельбаху за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Да только годы шли – а главный «автодоровец» так предупреждению и не внял.
Писали мы и том, как госкомпания устраивает «подозрительные конкурсы» по проекту ЦКАД, при этом игнорируя запросы Федеральной антимонопольный службы с таким упорством, что в итоге ФАС обвинил «Автодор» в препятствовании проведению проверок конкурсов. Видимо, было что скрывать дорожникам. Странно только, что при такой активности СП и ФАС, прямо указывавших на многочисленные нарушения, упорно помалкивал Следственный комитет.
Тем временем, госкомпания не постеснялась попросить Минтранс перенести срок сдачи объекта на декабрь 2020-го года, в связи с чем, по заключению Счетной палаты, доходы от эксплуатации ЦКАД, запланированные на 2019-2020-е годы в размере 22,4 млрд рублей, госкомпании не поступят.
Основные причины таких неудач в СП видят в низком качестве проектирования и чрезмерной бюрократии при проведении процедур по изъятию и оформлению земельных участков.
Указывают аудиторы и на недостаток рабочей силы и строительной техники на тех участках, где было выявлено значительное отставание от графика. А из-за того, что госкомпания не вовремя корректирует проектно-сметную документацию, некоторые работы на объекте проводить невозможно по причине отсутствия разрешений.
Коснулись аудиторы СП и общей стоимости строительства, которую сейчас, по их мнению, определить даже не представляется возможным. Согласно статистике Счетной палаты на 15 ноября 2018 года внебюджетное финансирование составило всего 14 млрд руб. из предусмотренных 26,6 млрд. А это лишь 52,6% от плана инвестиций. Такая ситуация свидетельствует о невыполнении инвесторами обязательств по софинансированию проекта и не соответствует принципам государственно-частного партнерства.
Так же в ходе проверки исполнения заключенных соглашений аудиторы выявили ряд серьезных нарушений, в том числе, завышение стоимости принятых и оплаченных работ. К примеру, на первом и пятом пусковых комплексах «Автодор» внес изменения в проекты строительства в части устройства земляного полотна и дорожной одежды без прохождения повторной госэкспертизы. При этом поправки в проекты удорожили стоимость работ на 5,7 млрд руб. и 900 млн руб., соответственно.
Помимо всего прочего проверка выявила неэффективное использование бюджетных денег.
Так, в ходе подготовки территории для строительства третьего пускового комплекса госкомпания оплатила работы по переустройству коммуникаций на сумму 415 млн руб. Однако, в итоге оказалось, что данные работы проводить невозможно из-за изменения плана переустройства. А денежки уже исполнителю ушли.
Известно, что информационные письма, содержащие выводы Счетной палаты, уже направлены президенту страны, в Минтранс, а также в ФАС, палаты Федерального собрания, Генрпокуратуру и Следственный комитет РФ.
Прощай, Кельбах?
После того, как СП вынесла свой «вердикт» работе «Автодора», сразу несколько федеральных СМИ написали о том, что глава компании Сергей Кельбах в скором времени покинет свой пост. Якобы, решение на самом верху принято как раз в связи с претензиями контрольных органов к реализации проекта строительства ЦКАД.
Господину Кельбаху прочат отставку сразу после возвращения его из отпуска в конце февраля, а его обязанности, предположительно, могут поручить исполнять первому заму Вячеславу Петушенко.
По сообщениям СМИ, ссылавшихся на свои источники в руководстве «Автодора», Кельбаха, который руководит госкомпанией с 2011-го года, собирались отправить в отставку еще летом прошлого года, но он пообещал федеральным властям сменить команду топ-менеджеров и ускорить строительство ЦКАД. Несколько значительных изменений в руководстве компании он действительно произвел, но сдвинуть с «мертвого места» проблему так и не сумел. Стройка как ползла с черепашьей скоростью – так и продолжала ползти.
Как следует из паспорта проекта, планируемые сроки строительства ЦКАД (это с учетом подготовки территории) – 2014-2018 годы. Но в 2014 году были только разыграны первые лоты – первый и пятый участки. В 2016 году был найден подрядчик на третий участок, в 2018 году – на четвертый. То есть, подрядчики находились, когда по плану там давно полном ходом должны были идти строительные работы.
Сроки сдачи объекта сдвигались не один раз, и при этом его общая стоимость постоянно росла.
На ситуацию обращал внимание даже президент Владимир Путин, поручив Счетной палате, Генпрокуратуре и Следственному комитету проверить удорожание ЦКАД, а заодно и выполнение госконтрактов.
В результате ведомство Алексея Кудрина выявило низкое качество проектирования, неэффективную работу заказчика – госкомпании «Автодор», и невыполнение инвесторами своих обязательств. Сдать ЦКАД получится не раньше конца 2021-го года – такое заключение выдали аудиторы СП.
Кольцо бесконечности
Масштабный инфраструктурный проект уже давно называют кольцом бесконечности и проектом абсурда стоимостью в сотни миллиардов рублей. Сама по себе центральная кольцевая автодорога цель имеет благую – разгрузить радиальные трассы и снизить зависимость большегрузов от магистралей. Да то ли не тому поручили, то ли не надзирали должным образом – чем строители с удовольствием и воспользовались.
Большую часть финансирования этого масштабного проекта на себя брало государство, которое выделило 150 млрд. руб. напрямую из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Еще около 80 млрд. руб. на проект были выделены в качестве субсидий, остальные средства «Автодор» обязался найти у инвесторов. Однако, как показала проверка Счетной палаты, в этом плане «Автодор» не преуспел – в отличие от раздувания сметы.
Строительство ЦКАД уже называют одним из самых «распильных» проектов Сергея Кельбаха.
Кстати, кража денег, выделенных на ЦКАД, уже расследовалась компетентными органами. К примеру, Следственное управление ФСБ РФ ранее возбуждало уголовное дело о хищении около 9 млрд рублей, предназначавшихся именно для ЦКАД.
Деньги на стройку пошли из Инвестиционного фонда России на разработку проектной документации ЦКАД. Однако, в результате различных хитроумных схем «неустановленные лица» эти средства похитили и обналичили.
А еще различные источники сообщают о том, что госкомпания часть выделяемых на строительство дороги денег банально клала на счета в банках, имея с этого неплохие проценты для выплаты премий руководству. К примеру, в 2015 году «Автодор» и его подрядчик ООО «Кольцевые магистрали» (принадлежит ГК АРКС Геннадия Тимченко, строит 5-й участок ЦКАД) положили 20 из 39 млрд. рублей от ФНБ и Минтранса на депозит в Газпромбанке и, по подсчетам аудиторов, только на процентах заработали свыше 2 млрд. рублей.
Выходит, Автодор вместо строительства дорог шикует за бюджетный счет! Это оказалось одним из ответов на вопрос: почему подрядчики строительства 1-го и 5-го участков ЦКАД практически не строят объекты. Просто они, переложив на депозиты авансы от ГК «Автодор» на стройку, распоряжаются процентными доходами с них. Словно и нет запрета на подобные комбинации Федеральной антимонопольной службы.
Ждем уголовные дела?
Но, похоже, эра Сергея Кельбаха в «Автодоре» подошла к своему печальному, хотя, в общем-то, логическому завершению. Счетная палата свое дело сделала. Но это не значит, что глава госкомпании может отделаться лишь увольнением. СП просто показала цифры – а вот разбираться в них, судя по всему, еще предстоит и прокуратуре, и Следственному комитету, а, может, и спецслужбам. Слишком уж велики оказались потери государства на этом проекте – и так же симметрично, надо понимать, кто-то на этом деле стал богаче.
Так что, будет вполне логично, если в скором времени мы услышим про громкие уголовные дела и задержания – пусть даже слегка «театрализованные», как это было в случае с недавним задержанием сенатора от КЧР Рауфа Арашукова. Главное, чтобы помимо эффекта была и эффективность – в том смысле, что если нельзя госслужащих заставить честно исполнять свои обязанности по велению, так сказать, сердца, так пусть перед их глазами хотя бы маячут печальные примеры их предшественников, отбывших в места не столь отдаленные.
Конечно, это не значит, что придет руководить «Автодором» другой человек и все мгновенно сдвинется с места. Практика показывает, что любое лоббирование кандидатуры в госкомпанию в интересах «некой группы лиц» рано или поздно заканчивается отставкой. Примеров тому немало – РЖД, «Почта России», теперь вот, судя по всему, «Автодор».
Уже давно ясно, что сама практика назначений себя скомпрометировала. И выход здесь один – новый подход к претендентам на руководство госкомпаний, решающих зачастую стратегические задачи для страны. Возможно, это мог бы быть некий конкурс, в ходе которого претенденты доказывают свою состоятельность занять тот или иной руководящий пост. И это не какое-то ноу-хау – так давно делается во всем цивилизованном мире. Но нас, как всегда, аршином общим не измерить. Поэтому у них по дорогам ездят, а у нас про дороги анекдоты рассказывают.